Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
правленное на устранение этой неудовлетворенности (Си монов П. В.). Из этого определения мы выделяем, как один из аспек тов, объективно существующее противоречие между внеш ними условиями бытия и внутренними структурными ком понентами субъекта, испытывающего вследствие этого определенную психологическую напряженность и действу ющего в направлении снятия этой напряженности. Ощущение этого противоречия в разных философских построениях трактуется по-разному: жизненный порыв, чувственный порыв, тенденция, влечение, инстинкт... Но чтобы учитель смог не только учитывать, но и в систе ме развивать познавательные потребности своего ученика, он, прежде всего, сам должен осознать двойственную приро ду педагогических целей, о которой мы говорили выше. Адаптация в окружающем мире, будь то природа или общество, несомненно, требует овладения нормами суще ствования этих реальностей, и значимость приобретенных знаний и усвоенных способов деятельности для этого трудно переоценить. Но чтобы стать полноправным и пол ноценным субъектом деятельности в этих мирах, чтобы ощущать себя частицей мироздания и одновременно Кос мосом, могущим вместить в себя это мироздание, необхо димо этого хотеть. Ведь человек, имеющий отличные отметки по курсу истории, основам государства и права, обществоведения, может оставаться простым обывателем в круге своего мик ромира, так и не став гражданином в полном смысле этого слова. Ученик, блестяще овладевший школьными курса ми биологии, физики, химии, зачастую оказывается несо стоятельным в мировоззренческом плане. Сталкиваясь с философскими, методологическими проблемами бытия, он порой не может применить полу ченные в школе знания, потому что они приобретались в отрыве от формирования соответствующих потребностей в этих знаниях. Учитель, используя в своей работе окружающую реаль ность как источник целей своей деятельности, ставя зада чи овладения учениками нормами существования этой ре альности (теории, законы, гипотезы), оставляет как бы в стороне второй источник целей педагогической деятель ности —собственно развитие ребенка, порой забывая, что 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz