Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ся своеобразное дидактическое кольцо на содержательном уровне (рис. 1). Почему «потребности»? Почему выращивание познавательных потребностей учеников мы считаем не только важной, но, безусловно, первоочередной задачей учителя, без которой невозможно достичь иных дидактических целей? Несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта со­ знательной деятельности признается мотивационная сфе­ ра человека и, прежде всего, — его потребности. Являясь внутренней причиной активности личности, они чаще и выраженней других психических явлений бывают мотива­ ми действий и деятельности и чаще других переживаются как эмоции и чувства. Кроме того, развитые познаватель­ ные потребности, как и потребности в общественных от­ ношениях, являются предпосылками для развития спо­ собностей. «Эта ожесточенная война нисколько не ослабева­ ет тогда, когда начинается книжное учение. Напро­ тив того, книжное учение дает каждый день новые материалы для педагогических распрей... Учитель не спрашивает обумственных потребно­ стях ребенка, не старается их пробудить и не забо­ тится об удовлетворении тех потребностей, кото­ рые уже пробудились сами собой. Всякая умственная потребность, являющаяся без призыва, встречается как незваная гостья, а известно, что незваный гость хуже татарина. Такая нескромная потребность обыкновенно считается таким же капризом, как и всякое другое желание ребенка, не входящее в педаго­ гические расчеты воспитателя. Учение не отвечает на вопросыребенка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребенок сам понимал его необходи­ мость...» (Д. И. Писарев). В системе целей предметного образования, которой руководствуется учитель, ученик занимает подчиненное место по отношению к самой изучаемой области знания. Он выступает в качестве объекта приложения сил воспита- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz