Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

старании; на экзаменах же требуют, чтобы учени­ ки выкладывали свои познания, и чем больше, тем, конечно, лучше. Обо всем же прочем, что составля­ ет существенное в образовании, на экзамене в той форме, как он производится, мало узнаешь. Итак, у школы являются свои особенные цели, которые от­ деляются от цели истинного образования...» Перед педагогом, выросшим до осознания вопроса «за­ чем учить?», в методологическом плане первоочередной становится задача —построение системы целей деятель­ ности, которая, с одной стороны, отражала бы взаимо­ связь между целями —векторами и целями —планируе­ мыми результатами, а с другой —имела бы непосредст­ венный выход на основные компоненты содержания образования. Эта система целей состоит из двух блоков и может быть представлена в следующем виде: БЛОК1. Развитие потребностей (запросов) учащихся 1. Потребность-запрос в знаниях: —мировоззренческих (для формирования собственно­ го миропредставления и мировоззрения); —ориентировочных (для овладения способами деяте­ льности, адаптации и самореализации); —оценочных (для выработки собственных суждений и оценок тех или иных событий, явлений, фактов). 2. Потребность-запрос в овладении способами деяте­ льности (умениями): организационно-практическими, ин­ теллектуальными, исследовательскими, коммуникатив­ ными, творческими и прочими. 3. Потребность-запрос в установлении определенных эмоционально-ценностных отношений. Второй блок целей ориентирован на развитие соот­ ветствующих способностей учеников. В современной практике обучения способности понимаются как инди­ видуальные особенности личности, проявляющиеся в 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz