Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

2.3. Теория целеполагания в педагогической деятельности Подобное явление, когда заявляемые цели обучения входили в противоречие с содержанием образования, можно обнаружить, анализируя и более ранние источ­ ники. Так, В. Стоюнин еще в конце прошлого века пи­ сал: «... Каждый преподаватель, считающийся специ­ алистом по своему предмету, старается передать своим ученикам как можно больше сведений в интере­ сах своей науки; но у него нет той общей идеи, кото­ рая быудерживала его в строгих пределах, определен­ ныхразрешенным вопросом, что нужно для общего об­ разования». Можно с определенной долей уверенности сказать, что весь исторический опыт педагогов прошлого, связанный с попытками реформирования системы образования, в кон­ це концов сводился к попыткам реализации той или иной, системы целеполагания. Либо во главу угла ставились образовательные цели, а развитие ребенка как бы подразумевалось, как само собой разумеющееся, либо главным результатом действия обра­ зовательной системы объявлялось развитие личности, и тогда обучение основам наук становилось средством для достижения этой цели... И снова В. Стоюнин: «От неясности высших по­ нятий у него (ученика. —Авт.) нет твердой опоры ни для мысли, ни для поступков... Очевидно, что образо­ вание не доведено до конца, что ему недостает че­ го-то самого существенного... Не щадят их физиче­ ских сил, задавая разные уроки, но не для того, что­ бы при этом имелось в виду достигнуть какой-нибудь намеченной педагогической цели, а для того, что нужно выполнить в срок данную про­ грамму; она же составлена несоразмерно с назна­ ченным временем, потому что «нельзя же будто бы образованному человеку не знать» всего того, что в ней напичкано; а преподавателю нельзя же не иметь в виду экзаменов , по которым судят об его 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz