Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
ребенок, то, как бы могли звучать цели из «центра круга», цели-векторы? Возможно, «развитие воли, характера, ловкости, прыгучести, глазомера» и т. д. ... Обязателен ли для этого баскетбольный щит? (Надеюсь, учителя физкультуры не восприняли этот полушутливый пример как посягательство на важнейший школьный предмет.) И вот уже слышу недовольное ворчание: «А разве обу чение может быть «неразвивающим»? Любое обучение развивает ученика!» Все зависит от соотношения цели и средства. В тради ционном обучении цель —учебная программа, точнее, ее раздел — планируемые результаты обучения. Развитие определенных личностных качеств ученика —всего лишь сопутствующие (непланируемые, неконтролируемые, не- оцениваемые) результаты такого обучения. В переносном смысле слова, ученик — это средство для осуществления планов школы, учителя, как ни дико это звучит. В развивающем — наоборот: цель — это сам ученик, развитие его личностного потенциала и предупреждение тупиков этого развития, а учебный предмет, учебная про грамма —это только дидактические средства для достиже ния этой цели, и, как любое средство, могут варьировать ся. Вплотьдо исчезновения этих самых средств —будь то ба скетбольный щит или целый школьный предмет (интегрированное обучение). Педагог, работающий в системах личностно-ориенти- рованного, развивающего обучения, отнесется к этому спокойно, но попробуйте предложить такое стороннику традиционной предметно-дисциплинарной модели обу чения. Да он будет, как последний рубеж, отстаивать не то что свой предмет, а каждую строчку программы. Точно так же он отнесется к так называемым лично стно-ориентированным технологиям обучения: «Мод ное поветрие, блажь! Ну, поиграем немножко в эти «иг ры», а потом делом займемся». Помните? «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет». Какую цель Вы заявите и даже не заявите, а будете, порой не осознавая этого, дер жать в уме (педагогические установки), так и организуе те обучение. Где же выход? 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz