Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ребенок, то, как бы могли звучать цели из «центра круга», цели-векторы? Возможно, «развитие воли, характера, ловкости, прыгучести, глазомера» и т. д. ... Обязателен ли для этого баскетбольный щит? (Надеюсь, учителя физкультуры не восприняли этот полушутливый пример как посягательство на важнейший школьный предмет.) И вот уже слышу недовольное ворчание: «А разве обу­ чение может быть «неразвивающим»? Любое обучение развивает ученика!» Все зависит от соотношения цели и средства. В тради­ ционном обучении цель —учебная программа, точнее, ее раздел — планируемые результаты обучения. Развитие определенных личностных качеств ученика —всего лишь сопутствующие (непланируемые, неконтролируемые, не- оцениваемые) результаты такого обучения. В переносном смысле слова, ученик — это средство для осуществления планов школы, учителя, как ни дико это звучит. В развивающем — наоборот: цель — это сам ученик, развитие его личностного потенциала и предупреждение тупиков этого развития, а учебный предмет, учебная про­ грамма —это только дидактические средства для достиже­ ния этой цели, и, как любое средство, могут варьировать­ ся. Вплотьдо исчезновения этих самых средств —будь то ба­ скетбольный щит или целый школьный предмет (интегрированное обучение). Педагог, работающий в системах личностно-ориенти- рованного, развивающего обучения, отнесется к этому спокойно, но попробуйте предложить такое стороннику традиционной предметно-дисциплинарной модели обу­ чения. Да он будет, как последний рубеж, отстаивать не то что свой предмет, а каждую строчку программы. Точно так же он отнесется к так называемым лично­ стно-ориентированным технологиям обучения: «Мод­ ное поветрие, блажь! Ну, поиграем немножко в эти «иг­ ры», а потом делом займемся». Помните? «Как Вы яхту назовете, так она и поплывет». Какую цель Вы заявите и даже не заявите, а будете, порой не осознавая этого, дер­ жать в уме (педагогические установки), так и организуе­ те обучение. Где же выход? 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz