Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ются элементарному разложению в ходе поэтапного кри­ териального контроля, то цели самоактуализации лично­ сти ребенка, цели развития в педагогической практике с трудом подвергаются количественному анализу. Они по определению не являются предполагаемым ко­ нечным результатом школьного обучения. Это цели-век- торы в том смысле, что, указывая направление деятельно­ сти, они не «обещают» точный и быстрый результат. Они вообще его не «обещают», потому что и на самоактуализа­ цию, самопределение и социализацию ребенка влияет громадное количество других (помимо обучения и воспи­ тания) факторов. Действие этих целей, точнее, деятельность педагога в направлении этих целей, можно «увидеть» и оценить, айали- зируя не результаты обучения и воспитания, а его содержате­ льный и процессуальный компоненты: с чем идет на урок учитель, и как он организует процесс обучения. Итак, развивающие и познавательные цели... Но, вро­ де бы и так всегда по ним работаем, и воспитательные не забываем. А как же — триединая цель, помним-помним! В чем, собственно, проблема? В приоритетах. В том, что работаем-то мы, ориентиру­ ясь, в основном на познавательные цели, а развивающие чаще всего просто декларируем. Помните случай с учите­ льницей литературы: «Да, я знаю, что «они» не любят ни меня, ни литературу, но знать «они» ее будут»? Вот вам не­ плохая иллюстрация к сказанному. Учитель физкультуры пишет докладную дирек­ тору школы: «Я не могу проводить уроки физкульту­ ры, потому что в зале отсутствует баскетбольный щит». Посмотрим на этот случай в контексте нашего разговора о педагогическом целепо- лагании. Учитель говорит, что не может достичь планируемых резу­ льтатов обучения (баскетбольные умения), потому что отсутствует необходимое средство обучения.4 А откуда он взял эту цель? Из про­ граммы (внешний круг, социокуль­ турный опыт). А если бы источни­ ком цели его деятельности был сам 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz