Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Описанию некоторых эффективных (в том числе и личностно-ориентированных) обучающих тех­ нологий будет посвящен четвертый «урок». Учитель: Знание предмета? Безусловно. Ораторское ис­ кусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом пережи­ вает? Ну кто же будет спорить. Чувство юмора —а почему бы нет! Однако сегодня мы хотели бы обратить внимание на три важнейших интегративных свойства личности педаго­ га, которые в основном и определяют его успешность в личностно-ориентированном обучении: 1. Социально-педагогическая ориентация. Здесь на первое место выступает осознание учителем необходимости защи­ ты ученика не только на интуитивном уровне, но и как про­ фессиональной функции. Деятельность, направленная на реализацию этой функции, включает в себя, прежде всего, отстаивание интересов, прав и свобод ребенка на всех уров­ нях педагогической действительности (см. выше). 2. Рефлективные способности —остановиться, оглянуться, осмыслить то, что делаешь. «Не навредить бы!» 3. Методологическая культура —система знаний и спо­ собов деятельности, позволяющих грамотно и осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образо­ вательных альтернатив. Одним из важнейших элементов этой культуры является умение учителя мотивировать деятель­ ность своих учеников. Профессионально значимые личностные качест­ ва педагога —вот тема нашего заключительного урока. И, наконец, последнее. Известно, что стремление че­ ловека к безопасности — одна из важнейших базовых по­ требностей личности. И только если она будет удовлетво­ рена и обретена уверенность в том, что и в будущем она бу­ дет удовлетворяться нормально, ученик может переходить к удовлетворению других, в частности познавательных по­ требностей. Приступая к написанию этой главы, я, конечно, отда­ вал себе отчет, что уже само ее название вызовет активное 2. Левитес Д. Г. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz