Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Описанию некоторых эффективных (в том числе и личностно-ориентированных) обучающих тех нологий будет посвящен четвертый «урок». Учитель: Знание предмета? Безусловно. Ораторское ис кусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом пережи вает? Ну кто же будет спорить. Чувство юмора —а почему бы нет! Однако сегодня мы хотели бы обратить внимание на три важнейших интегративных свойства личности педаго га, которые в основном и определяют его успешность в личностно-ориентированном обучении: 1. Социально-педагогическая ориентация. Здесь на первое место выступает осознание учителем необходимости защи ты ученика не только на интуитивном уровне, но и как про фессиональной функции. Деятельность, направленная на реализацию этой функции, включает в себя, прежде всего, отстаивание интересов, прав и свобод ребенка на всех уров нях педагогической действительности (см. выше). 2. Рефлективные способности —остановиться, оглянуться, осмыслить то, что делаешь. «Не навредить бы!» 3. Методологическая культура —система знаний и спо собов деятельности, позволяющих грамотно и осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образо вательных альтернатив. Одним из важнейших элементов этой культуры является умение учителя мотивировать деятель ность своих учеников. Профессионально значимые личностные качест ва педагога —вот тема нашего заключительного урока. И, наконец, последнее. Известно, что стремление че ловека к безопасности — одна из важнейших базовых по требностей личности. И только если она будет удовлетво рена и обретена уверенность в том, что и в будущем она бу дет удовлетворяться нормально, ученик может переходить к удовлетворению других, в частности познавательных по требностей. Приступая к написанию этой главы, я, конечно, отда вал себе отчет, что уже само ее название вызовет активное 2. Левитес Д. Г. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz