Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

способов деятельности. Ну, «сколько» и «для чего» — об этом позже. А пока хочу совершенно официально заявить, что это не так. Ни мои ученики, поступающие в вузы и выступающие на различных олимпиадах, ни многочисленные слушатели подготовительных курсов, ни их родители не смогли бы упрекнуть меня как учителя в плохом исполнении этой своей функции. Речь о другом. Мне хотелось бы донести до своих чита­ телей мысль о том, что качественное усвоение содержания образования в виде знаний, умений и ценностных отноше­ ний невозможно, если процесс обучения сопровождается насилием, и что эта цель педагогической деятельности, вы­ ступающая в качестве приоритетной по отношению к дру­ гой цели —развивающей, —изначально подразумевает на­ силие, степень и форма проявления которого зависят от со­ держания, технологии и личностных и профессиональных качеств педагога. В практике современной школы это в равной степени и неизбежно и недопустимо. Педагогическая защита Коль скоро угроза педагогического насилия подсте­ регает ученика на различных уровнях педагогической реальности, то механизмы предупреждения такого на­ силия, механизмы защиты, поддержки и развития ре­ бенка в процессе обучения также должны быть спроек­ тированы и реализованы на каждом из перечисленных уровней. Стратегия: очевидно, мы стоим на пороге создания син­ тетической теории обучения, естественным образом соеди­ няющей теорию содержания образования, развития лич­ ности и деятельности. Цели: безусловный приоритет целей педагогической деятельности по развитию личности ученика перед всеми другими целями. Это должна быть такая система целей, в которой реализованы объективные взаимосвязи, сущест­ вующие между основными структурными компонентами личности (потребности — способности) и основными компонентами содержания образования (знания, спосо­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz