Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Д. И. Писарев. Наша университетская наука// Антология педагогической мысли России второй по ловины XIX — начала XX вв. — М. : Педагогика, 1990. 1.14. Ненасильственная педагогика: возможно ли такое? «Эка, открыл Америку! — пожмет плечами Ученый. — Вся неогуманистическая парадигма дидактики стоит на этом». Действительно, эта парадигма задается самой гума нистической природой и сущностью педагогической дея тельности. Все правильно, если речь вести о манифестах, декларациях и теоретических разработках. Но, к сожале нию, в реалии сегодняшней жизни и сегодняшней школы плохо вписываются не только идеи Д. Дьюи и робкие по пытки их воплощения в жизнь в 20—30-х годах, но и совре менные построения педагогических психологов и педаго- гов-гуманистов (J1. Выготский, Ш. Амонашвили, А. Мас- лоу, К. Роджерс и др.). Ибо все они исходят (если быть последовательным!) из нескольких очень простых ограничений. — Не может быть обязательного для усвоения всеми учениками содержания образования. Ибо усвоено может быть лишь только то, что значимо для конкретного чело века. —Нельзя измерять успехи в учении, сравнивая одного ученика с другим и уж тем более подгоняя его под какой-то стандарт. —Не существует и не может существовать универсаль ных методов обучения (воспитания), ибо взаимодействие учителя с учеником (с классом) ситуативно и т. д. Но как реализовать эти ограничения в условиях стандар тизированного содержания образования и классно-урочной системы? А как же «знания»? У скептически настроенного читателя после прочитан ного может сложиться впечатление, что автор выступает вообще против необходимости усвоения школьниками некоторого минимального (это сколько?) и достаточного (для чего?) объема знаний , специальных и надпредметны\ 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz