Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

знать свою законность. Ведь и Меттерних считал национальные стремления итальянцев предосудите­ льным капризом, а теперь непризнание Итальянского королевства покажется всякому здравомыслящему человеку пустым дипломатическим упорством. Так точно бывает и в частной жизни с теми воспитате­ лями, которые ведут ожесточенную войну с так на­ зываемыми капризами своих питомцев. Эта ожесто­ ченная война нисколько не ослабевает тогда, когда начинается книжное учение. Напротив того, книж­ ное учение дает каждый день новые материалы для педагогических распрей. Ребенок ленив, ребенок не­ внимателен, все это надо побеждать и искоренять; где же тут думать о перемирии. Воспитание широ­ кой волной врывается в собственное поле образова­ ния. Знания превращаются в нравоучения. Учитель не спрашивает об умственных потребностях ребенка, не старается их пробудить и не заботится об удов­ летворении тех потребностей, которые уже пробу­ дились сами собой. Всякая умственная потребность, являющаяся без призыва, встречается, как незваная гостья, — а известно, что незваный гость хуже та­ тарина. Такая нескромная потребность обыкновенно считается таким же капризом, как и всякое другое желаниеребенка, не входящее в педагогические расче­ ты воспитателя. Учение не отвечает на вопросыре­ бенка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребенок сам понимал его необходимость... Ребенок учит урок, потому что так велено; гимназист зуб­ рит к экзамену, потому что так заведено; студент записывает бестолковую лекцию, потому что она назначена по расписанию; гимназический учитель требует от ученика твердого знания урока, потому что он на то поставлен; профессор читает бестол­ ковуюлекцию, потому что его за тем посадили на ка­ федру. Словом, один толкает другого, не зная, куда и зачем, и другой также не знает, куда и зачем толка­ ет его один, —но нерасспрашивает обэтом, следует импульсу и затем в свою очередь начинает толкать невинного третьего...» 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz