Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
знать свою законность. Ведь и Меттерних считал национальные стремления итальянцев предосудите льным капризом, а теперь непризнание Итальянского королевства покажется всякому здравомыслящему человеку пустым дипломатическим упорством. Так точно бывает и в частной жизни с теми воспитате лями, которые ведут ожесточенную войну с так на зываемыми капризами своих питомцев. Эта ожесто ченная война нисколько не ослабевает тогда, когда начинается книжное учение. Напротив того, книж ное учение дает каждый день новые материалы для педагогических распрей. Ребенок ленив, ребенок не внимателен, все это надо побеждать и искоренять; где же тут думать о перемирии. Воспитание широ кой волной врывается в собственное поле образова ния. Знания превращаются в нравоучения. Учитель не спрашивает об умственных потребностях ребенка, не старается их пробудить и не заботится об удов летворении тех потребностей, которые уже пробу дились сами собой. Всякая умственная потребность, являющаяся без призыва, встречается, как незваная гостья, — а известно, что незваный гость хуже та тарина. Такая нескромная потребность обыкновенно считается таким же капризом, как и всякое другое желаниеребенка, не входящее в педагогические расче ты воспитателя. Учение не отвечает на вопросыре бенка и никогда не бывает расположено так, чтобы ребенок сам понимал его необходимость... Ребенок учит урок, потому что так велено; гимназист зуб рит к экзамену, потому что так заведено; студент записывает бестолковую лекцию, потому что она назначена по расписанию; гимназический учитель требует от ученика твердого знания урока, потому что он на то поставлен; профессор читает бестол ковуюлекцию, потому что его за тем посадили на ка федру. Словом, один толкает другого, не зная, куда и зачем, и другой также не знает, куда и зачем толка ет его один, —но нерасспрашивает обэтом, следует импульсу и затем в свою очередь начинает толкать невинного третьего...» 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz