Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Средства: слово, интонация, жест, взгляд, выражение ли­ ца, мимика, поза, походка, дистанция, прикосновение и т. д. Особо необходимо отметить следующее обстоятельст­ во. Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем бо­ льшую угрозу он представляет для воспитанника (кажется, об этом писал К. Д. Ушинский), ибо порой, сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутрен­ нюю свободу ученика, не столько не раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец са­ мореализации. Разочарование приходит к ученику позже, когда он, ве­ домый таким учителем, сделает первые самостоятельные шаги на выбранном поприще, когда приходит истинное осмысление, осознание своего «Я» и это «Я» не только не вписывается в систему правил, норм, оценок, ориентаций и т. д., но входит с нею в прямое противоречие. Внутрен­ ним «цензором» для педагога в этом случае выступают эм­ патия и рефлексивные способности. 1.13. Из истории отечественной педагогики «... Когдаребенок начинает ходить и говорить, то первые старания родителей направляются на что, чтоб покорить возникающую силу, подчинить ее по­ сторонней воле, не допускать ее до сознания того, что она сама — сила, способная крепнуть, развива­ ться, расширять свою деятельность и свои права. Прежде всего, ребенок должен быть послушным сы­ ном или послушной дочерью, поэтому ему внушается ежеминутно, что он сам ничтожен, слаб, зависим, не способен понимать, что ему полезно и вредно; стара­ ются даже доказать ему, что он не умеет различать приятное и неприятное; но этому последнему посяга­ тельству на его чувства и волюребенок не поддается никогда. На различии приятного и неприятного он основывает всю свою оппозицию на притязания взрослых. Он знает очень хорошо, что ему хочется и чего не хочется; его желания называют капризами, но это его не смущает; в капризах проявляются пер­ вые задатки характера, и эти задатки, против ко­ торых направлены все усилия воспитателей, все-та­ ки развиваются и, в конце концов, заставляют при- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz