Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Средства: слово, интонация, жест, взгляд, выражение ли ца, мимика, поза, походка, дистанция, прикосновение и т. д. Особо необходимо отметить следующее обстоятельст во. Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем бо льшую угрозу он представляет для воспитанника (кажется, об этом писал К. Д. Ушинский), ибо порой, сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутрен нюю свободу ученика, не столько не раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец са мореализации. Разочарование приходит к ученику позже, когда он, ве домый таким учителем, сделает первые самостоятельные шаги на выбранном поприще, когда приходит истинное осмысление, осознание своего «Я» и это «Я» не только не вписывается в систему правил, норм, оценок, ориентаций и т. д., но входит с нею в прямое противоречие. Внутрен ним «цензором» для педагога в этом случае выступают эм патия и рефлексивные способности. 1.13. Из истории отечественной педагогики «... Когдаребенок начинает ходить и говорить, то первые старания родителей направляются на что, чтоб покорить возникающую силу, подчинить ее по сторонней воле, не допускать ее до сознания того, что она сама — сила, способная крепнуть, развива ться, расширять свою деятельность и свои права. Прежде всего, ребенок должен быть послушным сы ном или послушной дочерью, поэтому ему внушается ежеминутно, что он сам ничтожен, слаб, зависим, не способен понимать, что ему полезно и вредно; стара ются даже доказать ему, что он не умеет различать приятное и неприятное; но этому последнему посяга тельству на его чувства и волюребенок не поддается никогда. На различии приятного и неприятного он основывает всю свою оппозицию на притязания взрослых. Он знает очень хорошо, что ему хочется и чего не хочется; его желания называют капризами, но это его не смущает; в капризах проявляются пер вые задатки характера, и эти задатки, против ко торых направлены все усилия воспитателей, все-та ки развиваются и, в конце концов, заставляют при- 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz