Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Учебный процесс: преобладание фронтальных форм и репродуктивных заданий, действие по образцу. Выполне­ ние действия учеником опережает появление смысла и цели этого действия. Виды учебных отношений: ученик — ведомый на всем протяжении обучения, работает по внешним (заданным учителем) целям и шкалам; как следствие —отчуждение от учебных ценностей, враждебность, соперничество. Контроль: внешний операционный. Если же еще и сам учитель по своим-личным и профес­ сиональным качествам не в состоянии нейтрализовать на­ силие, объективно заложенное самой природой подобно­ го обучения, дело принимает совсем печальный оборот. 1.12. Учитель Любое неосторожное слово, сказанное в адрес учителя в контексте рассматриваемой проблемы, может оскррбить людей, вкладывающих в профессию душу и сердце. Чтобы избежать подобной случайности, я попытаюсь изложить эту часть разговора в формализованном виде. НАСИЛИЕ Формы насилия осознанное неосознанное прямое косвенное прямое косвенное Виды Приказ, за­ прет, нота­ ция, огра­ ничения, принужде­ ние, упреки, навязыва­ ние (взгля­ дов, ценно­ стей, убеж­ дений, норм поведения), физическое воздейст­ вие, подав­ ление (ини­ циативы, желаний, стремле­ ний) Через роди­ телей, одно­ классников, админист­ рацию, дру­ гих взрос­ лых и детей Принужде­ ние, упрек, ограниче­ ние, навя­ зывание (ценностей, взглядов, убеждений, норм пове­ дения), по­ давление (инициати­ вы, жела­ ний, стрем­ лений) Через роди­ телей, одно­ классников, админист­ рацию, дру­ гих взрос­ лых и детей 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz