Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Учебный процесс: преобладание фронтальных форм и репродуктивных заданий, действие по образцу. Выполне ние действия учеником опережает появление смысла и цели этого действия. Виды учебных отношений: ученик — ведомый на всем протяжении обучения, работает по внешним (заданным учителем) целям и шкалам; как следствие —отчуждение от учебных ценностей, враждебность, соперничество. Контроль: внешний операционный. Если же еще и сам учитель по своим-личным и профес сиональным качествам не в состоянии нейтрализовать на силие, объективно заложенное самой природой подобно го обучения, дело принимает совсем печальный оборот. 1.12. Учитель Любое неосторожное слово, сказанное в адрес учителя в контексте рассматриваемой проблемы, может оскррбить людей, вкладывающих в профессию душу и сердце. Чтобы избежать подобной случайности, я попытаюсь изложить эту часть разговора в формализованном виде. НАСИЛИЕ Формы насилия осознанное неосознанное прямое косвенное прямое косвенное Виды Приказ, за прет, нота ция, огра ничения, принужде ние, упреки, навязыва ние (взгля дов, ценно стей, убеж дений, норм поведения), физическое воздейст вие, подав ление (ини циативы, желаний, стремле ний) Через роди телей, одно классников, админист рацию, дру гих взрос лых и детей Принужде ние, упрек, ограниче ние, навя зывание (ценностей, взглядов, убеждений, норм пове дения), по давление (инициати вы, жела ний, стрем лений) Через роди телей, одно классников, админист рацию, дру гих взрос лых и детей 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz