Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ционной обратной связи? Правомерна ли в таком случае са­ ма постановка вопроса о стандартизации образования? И тем не менее такие разработки существуют. Психолого-педагогические системы П. Гальперина, Д. Эльконина, В. Давыдова, JI. Занкова для начальной школы (сразу оговоримся, речь идет о вполне определен­ ных сторонах личностного развития школьника, таких, как теоретическое мышление, умственное развитие, ин­ теллект), технология коллективной мыследеятельности, разработанная нижегородским психологом К. Я. Вазиной и направленная на развитие потребностей и способностей личности в процессе обучения, педагогические системы Ш. Амонашвили, Е. Ильина, технология педагогических мастерских (так называемая «французская» методика), обучение, обучение как исследование... Повторюсь, назы­ вать их технологиями в прямом смысле слова следует с бо­ льшой осторожностью в связи с вышесказанным (кроме, пожалуй, технологии КМД К. Я. Вазиной). Впрочем, о технологиях обучения разговор впереди. Просто, перечисляя эти технологии, я хочу еще раз подчеркнуть, что у учителя всегда есть выбор. И совершая его, он должен понимать, что этот технологический выбор таит в себе возможности другого выбора —стиля взаимодей­ ствия с учеником. 1.11. Педагогическое взаимодействие Педагогическое насилие, которое как потенциал зало­ жено в самом содержании и целях педагогической деяте­ льности, принимает конкретные формы в процессе взаи­ модействия учителя с учеником. В традиционном обуче­ нии попытка реализовать познавательные цели и стремление педагога добиться требуемых 'программами результатов обучения, насилие над личностью ученика проходят, что называется, по всему «фронту» и легко объ­ ективизируются по целому ряду параметров. Цель: усвоение учеником предметно-дисциплинарных знаний. Функция учителя: информативно-контролирующая. Стиль управления: авторитарно-репрессивный. Установка учителя: закрытость личности учителя, не­ пререкаемость требований, ученик —объект воздействия. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz