Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Грустно и горько было услышать от пожилой учитель­ ницы начальных классов, сидевшей рядом —«Они загубят моих детей». 1.10. Технология обучения Но не звери же учителя! Вбольшинстве своем это добрые и умные люди, прекрасно осознающие двусмысленность своего положения (об отдельных случаях педагогического насилия, связанных с прямой, подсознательной установкой педагога на унижение ученика, мы здесь не говорим. Эта те­ ма в нашей печати вообще закрыта для обсуждения. А интересно было бы узнать мнение психологов по это­ му поводу. Ведь, наверняка, проводились подобные иссле­ дования?) Чаще всего педагогическое насилие зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога. Оно заложено в тех или иных технологиях обучения, реализую­ щих ту или иную стратегию образования. Мы говорили об этом выше, здесь мы выделим мнение психологов. Психологи различают стратегию формирова­ ния («интервенция» — А. Маркова) —вмешательство извне во внутренний мир ребенка, навязывание ему вырабаты­ ваемых обществом способов, приемов деятельности, оце­ нок —и стратегию развития —раскрытие личностного по­ тенциала ученика, его самоактуализация. Этим образовательным стратегиям соответствуют вполне определенные технологии обучения, являющиеся, в свою очередь, программой действия педагога в рамках той или иной дидактической модели. Так, рационалистические, или технократические, модели на практике прекрасно реализуются при использовании так называемой технологии полного усвоения (Дж. Кэрролл, Б. Блум), технологий модульного обучения (П. Юцявичене, Т. Шамова М. Чошанов), программированного (Б. Скин­ нер), концентрированного обучения («погружение в пред­ мет») и т. п. Стратегия развития, личностно-ориентирован­ ный подход в обучении хуже разработаны именно в техно­ логическом плане. Проблематична сама постановка вопроса: а можно ли «технологизировать» процесс управле­ ния личностным развитием ребенка в обучении? Какие критерии выбрать для промежуточного контроля и коррек­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz