Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

обучение» перекочевали со страниц педагогических изда­ ний в нормативные документы Министерства образова­ ния. Ну и как это отразилось на школе, на ученике? Недавно моя знакомая учительница, милейшая жен­ щина, мать двоих детей, довела до нервного срыва маль­ чишку, не желая переводить его в 11-й класс, потому что он с третьего раза не сумел сдать зачет по строению и свойст­ вам непредельных углеводородов. ( Кто из Вас помнит се­ годня, что это такое?) Учительница литературы на мой вопрос: «Что это Ваши ребята так Пушкина ненавидят?» (стал невольным свидете­ лем разговора девятиклассников, сдающих зачет по «Евгению Онегину») чуть ли не с гордостью заявила: «Да, я знаю, что они не любят ни меня, ни литературу, но знать они ее будут!» Будут ли? Ау! Где вы, друзья-делегаты того знаменательно­ го Всесоюзного съезда работников образования? По­ мните, как в КремлевскомДворце съездовмы востор­ женно (стоя!) приветствовали слова Г. Ягодина о том, что нельзя считать неспособным ученика с «ум­ ными» руками только потому, что ему интегралы не даются?!Как, затаив дыхание, слушали Шалву Амо- нашвили, когда тот, стоя на трибуне и стуча себя по голове, кричал притихшему залу: «Учителю нужно выгнать отсюда, из своей головы, Инспектора, а по­ садить Ученика!» Как давно это бьио. В 1988 году. Кстати, любопытно сравнить категориальный аппарат, которым пользуются педагоги с различной социально-педа­ гогической ориентацией. Я наблюдал это на одной конфе­ ренции по преемственности развивающего обучения в нача­ льной и основной школе. Если влексиконе учителей началь­ ных классов («Эльконинцы», «Давыдовцы», «Занковцы», как они себя называли) звучали: «личностный рост», «разви­ тие», «поисковый подход», «процессуальная ориентация», «рефлексия», «осознание», «личностный смысл», «исследо­ вание», «ученик-субъект» и т. д., то учителя физики, химии, математики, порой, сами того не подозревая, в своих вы­ ступлениях являли образчики владения стилем технократи­ ческой (рационалистической) педагогики: «эффективность обучения», «критерии полного усвоения», «суммирующая оценка», тестирование, «диагностируемые пели». 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz