Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

нируемые результаты обучения и подвергаются элемен­ тарному разложению в ходе поэтапного критериального контроля, то цели самоактуализации, самоопределения, развития, наконец, в педагогической практике с трудом подвергаются количественному анализу на основе четких формализованных критериев (стандартов). Они, по опре­ делению, не являются предполагаемым конечным результа­ том школьного обучения (педагогической деятельности). В настоящее время между этими двумя системами це- леполагания в традиционном предметно-ориентирован­ ном обучении существует известное противоречие, свя­ занное с иерархией, соподчиненностью этих двух систем целеполагания. О том, что современный педагог однозначно (это не значит добровольно и сознательно) вынужден работать в совершенно определенной системе целеполагания, свиде­ тельствуют: а) ответы самих учителей; б) школьные программы по отдельным учебным пред­ метам. Что бы ни говорилось в объяснительных записках к та­ ким программам (о развитии ценностных отношений, о формировании мировоззрения, о познавательных моти­ вах, об исследовательских, коммуникативных и прочих способностях школьников), все эти цели в деятельности учителя не более чем благие пожелания. Деятельность эта ориентирована на совершенно другой раздел той же про­ граммы. А именно на «Требования к обязательным резуль­ татам обучения». Атам все те же ЗУНы. И сколько ни аги­ тируй его за процессуально-ориентированное и личност­ но-ориентированное обучение, учитель точно знает: придет Проверяющий и его работу оценит по совершенно определенным критериям. И учитель точно знает, по каким. 1.9. «Они погубят моих детей!» На вопрос: «Что вы считаете главным в учебно-воспи- тательном процессе?» в 1994 году 52% опрошенных учите­ лей ответили: «Формирование глубоких и прочных знаний по предмету». Может быть, за прошедшие годы что-то изменилось? Ведь за эти два года слова «личностно-ориентированное 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz