Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

! Ценности в содержании образования (особенно есте­ ственно-математического) уходят на второй и третий план и оказываются оторваны от системы жизненных ценно­ стей и установок ученика. Он просто обязан усваивать и считать важным то, что он важным (значимым для себя) не считает, а в силу этого не может воспринять и усвоить. Внутренние конфликты, возникающие при освоении та­ кого содержания, влучшем случае выливаются в «немотиви­ рованные» протесты, бунты (и это,-действительно, лучше для ребенка), в худшем —загоняются внутрь и служат причиной многочисленных неврозов. 1.8. Педагогические цели как намерения насилия Перефразируя библейское изречение, можно утверж­ дать, что тот, кто смотрит на ребенка, как на объект прило­ жения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некое соответствие созданной в воображении модели, — всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие. Ибо, что такое цель вообще и цель педагогической дея­ тельности в частности? Цель —это планируемый результат деятельности. При­ вычное определение, так? Да, конечно, кто же будет спо­ рить! Какая же это деятельность без результата, а педагоги­ ческая —тем более! А как, скажем, будет обстоять дело с воспитанием тру­ долюбия или нравственности? Являются ли они педагоги­ ческими целями? Да! И в каком же году, и в какой четверти можно отчитаться о достигнутом результате? А как быть с формированием, например, мировоззрения? Что покажем в качестве резуль­ тата педагогической деятельности, и, главное, —когда? «Ах, вот Вы о чем, уважаемый автор!Но ведь кро­ ме познавательных целей педагог руководствуется в своей деятельности и развивающими, так в чем же проблема ?» Да, в выборе приоритетов! А также в том, что, если цели познавательные могут быть объективизированы как пла­ 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz