Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
! Ценности в содержании образования (особенно есте ственно-математического) уходят на второй и третий план и оказываются оторваны от системы жизненных ценно стей и установок ученика. Он просто обязан усваивать и считать важным то, что он важным (значимым для себя) не считает, а в силу этого не может воспринять и усвоить. Внутренние конфликты, возникающие при освоении та кого содержания, влучшем случае выливаются в «немотиви рованные» протесты, бунты (и это,-действительно, лучше для ребенка), в худшем —загоняются внутрь и служат причиной многочисленных неврозов. 1.8. Педагогические цели как намерения насилия Перефразируя библейское изречение, можно утверж дать, что тот, кто смотрит на ребенка, как на объект прило жения сил воспитательной системы, как на пустой сундук, в который необходимо что-то вложить, как на кусок глины, из которого нужно вылепить некое соответствие созданной в воображении модели, — всякий, кто ставит перед собой такие цели, уже совершает насилие. Ибо, что такое цель вообще и цель педагогической дея тельности в частности? Цель —это планируемый результат деятельности. При вычное определение, так? Да, конечно, кто же будет спо рить! Какая же это деятельность без результата, а педагоги ческая —тем более! А как, скажем, будет обстоять дело с воспитанием тру долюбия или нравственности? Являются ли они педагоги ческими целями? Да! И в каком же году, и в какой четверти можно отчитаться о достигнутом результате? А как быть с формированием, например, мировоззрения? Что покажем в качестве резуль тата педагогической деятельности, и, главное, —когда? «Ах, вот Вы о чем, уважаемый автор!Но ведь кро ме познавательных целей педагог руководствуется в своей деятельности и развивающими, так в чем же проблема ?» Да, в выборе приоритетов! А также в том, что, если цели познавательные могут быть объективизированы как пла 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz