Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ния. На наш взгляд, таких источников объективно сущест­ вует только два: Один — это реальный мир, Вторым источником содержа- окружающая действитель- ния образования являются сам ность, живая и неживая приро- ребенок, его потребности и да (если речь идет о естествен- способности, требующие свое- нонаучном образовании), точ- го развития в организованном нее, та часть действительно- процессе обучения, сти, которая освоена челове­ ком в виде социального опыта. Если речь идет об освоении содержания образования как отражении социального опыта, само по себе это содер­ жание может стать источником будущего насилия над личностью. Во-первых, сегодня его объем превышает все допусти­ мые возможности нормального восприятия учеником. По мнению разных ученых, стандарты в предъявлении учеб­ ного материала и в требованиях к обязательным результа­ там обучения должны быть снижены в несколько раз. Концепция естественнонаучного образования, разрабо­ танная в 1988 году ВНИКом «Школа», уже тогда с тревогой констатировала, в школьном естественнонаучном образо­ вании наступил мотивационный кризис. Он связан с не­ возможностью полноценного усвоения учеником всевоз­ растающего объема информации». Подчеркну, что это го­ ворилось почти 10 лет назад. Ученик защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит —это все формы защиты. Во-вторых, беда сегодняшнего содержания в его разо­ рванности, фрагментарности, предметности (в учебном смысле). Мир разрывается в голове ребенка на факты, ги­ потезы, теории, законы, концепции. Зачастую плохо свя­ занные между собой и не имеющие для него никакого зна­ чения. И это тот самый мир, который в представлении ма­ ленького «дошкольного» ребенка был целостен и значим. В-третьих, даже это содержание могло бы оказать пря­ мое положительное влияние на воспитание и развитие школьника, могло быть усвоено с меньшим насилием над собой, если бы через урок реализовывались не только два его компонента (знание и способы деятельности), как это происходит чаще всего на практике, но и третий — опыт ценностных отношений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz