Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
себе вопросы: «Беря за образец рационалистическую мо дель школы, а проекты стандартизации и технологизации образования наталкивают именно на такие размышления, мы полностью отдаем себе отчет, в какой стране собираем ся это делать? В какой школе учились родители наших уче ников и в каких институтах обучались наши учителя? На какой культуре взращена наша университетская профес сура и, наконец, какие литература и история будут препо даваться в такой школе?» Как бы ни был ясен путь, предлагаемый технократами от педагогики, как бы ни были заманчивы тесты как изме рители достижений результатов обучения, нельзя ими зло употреблять. Внутренние убеждения, мотивы, отношения, ценност ные ориентации школьников — вот что сегодня должно стать предметом заботы учителей и теоретических разра боток ученых. Почему же идеи гуманистической педагогики с таким трудом пробивают себе дорогу? Просто традиционная школа, стремительно обновляю щаяся вдухе педагогического технократизма, дешевле, легче управляема; проще объективно оценить результаты ее деяте льности. И чтобы работать в такой школе и управлять ею, вовсе не обязательно быть В. Сухомлинским. (Ведь обсуж дался же всерьез в 70-е годы вопрос о том, что скоро в клас сах машина сможет заменить учителя. А ведь речь шла как раз о программированном обучении —предтечи техноло гического бума в образовании.) Но, полагаю, что наша школа традиционно помимо того, что давала весьма приличные знания своим ученикам, еще была сильна и своей духовностью. Атмосфера класса, шко лы, система отношений, которые складывались между учи телем и учеником, сам стиль педагогической деятельности всегда находились под пристальным наблюдением обще ственности и наряду с процентом поступающих в вузы явля лись предметом гордости или, наоборот, позором школы. Она и Остается такой, просто сегодня это делать неиз меримо труднее — слишком много противоречий прихо дится решать для себя думающему учителю. Выход один —всем нам надо учиться. Забыв про «крас ные» дипломы химиков, биологов, математиков и даже пе дагогов, сталкиваясь с детским непониманием, неприяти 242
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz