Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

себе вопросы: «Беря за образец рационалистическую мо­ дель школы, а проекты стандартизации и технологизации образования наталкивают именно на такие размышления, мы полностью отдаем себе отчет, в какой стране собираем­ ся это делать? В какой школе учились родители наших уче­ ников и в каких институтах обучались наши учителя? На какой культуре взращена наша университетская профес­ сура и, наконец, какие литература и история будут препо­ даваться в такой школе?» Как бы ни был ясен путь, предлагаемый технократами от педагогики, как бы ни были заманчивы тесты как изме­ рители достижений результатов обучения, нельзя ими зло­ употреблять. Внутренние убеждения, мотивы, отношения, ценност­ ные ориентации школьников — вот что сегодня должно стать предметом заботы учителей и теоретических разра­ боток ученых. Почему же идеи гуманистической педагогики с таким трудом пробивают себе дорогу? Просто традиционная школа, стремительно обновляю­ щаяся вдухе педагогического технократизма, дешевле, легче управляема; проще объективно оценить результаты ее деяте­ льности. И чтобы работать в такой школе и управлять ею, вовсе не обязательно быть В. Сухомлинским. (Ведь обсуж­ дался же всерьез в 70-е годы вопрос о том, что скоро в клас­ сах машина сможет заменить учителя. А ведь речь шла как раз о программированном обучении —предтечи техноло­ гического бума в образовании.) Но, полагаю, что наша школа традиционно помимо того, что давала весьма приличные знания своим ученикам, еще была сильна и своей духовностью. Атмосфера класса, шко­ лы, система отношений, которые складывались между учи­ телем и учеником, сам стиль педагогической деятельности всегда находились под пристальным наблюдением обще­ ственности и наряду с процентом поступающих в вузы явля­ лись предметом гордости или, наоборот, позором школы. Она и Остается такой, просто сегодня это делать неиз­ меримо труднее — слишком много противоречий прихо­ дится решать для себя думающему учителю. Выход один —всем нам надо учиться. Забыв про «крас­ ные» дипломы химиков, биологов, математиков и даже пе­ дагогов, сталкиваясь с детским непониманием, неприяти­ 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz