Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

...Тема нашего первого занятия на курсах повышения квалификации носит название «Основные противоречия и проблемы процесса обучения». Учителя начальной школы и учителя предметники, завучи и методисты в первый день, день знакомства, делятся своими наблюдениями и выводами о причинах неблагополучия сегодняшней школы. Меняются группы и районы, из которых приезжают педагоги, но остается поразительная уверенность боль­ шинства слушателей в том, что источниками всех несчас­ тий школы и трудностей профессии является все что угод­ но, но только не профессиональная неготовность педагога заниматься своим делом. С завидным упорством учителя истории говорят о со­ циальных, экономических и политических катаклизмах, постигших наше общество; учителя начальной школы гневно клеймят семью и детский сад, в том, что дети при­ ходят в школу не такими, какими они хотели бы их видеть; учителя-предметники готовы до бесконечности обсуждать несовершенства программ и учебников, требуя прямого ответа на вопросы «Что давать?» и «Что требовать?»; учи­ теля труда и мастера производственного обучения счита­ ют, что все их проблемы в отсутствии должной материаль­ ной базы и т. д. И не повернется язык что-либо возразить, ибо правы они, сто раз правы! Но уже в который раз в этих дискуссиях остается пус­ тым один стол, на котором сиротливо стоит табличка «Профессионализм учителя». Нет желающих садиться за него, заглянуть в себя и попытаться ответить на вопрос, а соответствует ли сам учитель требованиям сегодняшнего времени? И я понимаю опасения своих слушателей. Ведь для этого необходимо совершить деятельность особого рода, которую психологи называют рефлексией и которой мно­ гие избегают почти интуитивно, как бы защищаясь от не­ лицеприятных выводов. Да и зачем это делать, если внешних причин для объяс­ нения профессиональных затруднений более чем доста­ точно! И, все-таки, школе нужен учитель. Не «Учитель с боль­ шой буквы», не тот, пред именем которого «позволь сми­ ренно преклонить колени», а просто учитель-профессио­ 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz