Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Впрочем, как есть люди с абсолютным музыкальным слухом, не знающие нот, но тем не менее становящиеся блес­ тящими джазовыми импровизаторами, так есть и гении пе­ дагогического общения, для которых работа с детьми явля­ ется такой же естественной, как сама жизнь. Именно они со­ здают опасную иллюзию, что учить и воспитывать очень легко и этим может заниматься любой, кто пожелает. Не оттого ли в школе сегодня так много людей, ломаю­ щих собственную жизнь, превращая ее в каждодневную «борьбу за знания». С кем они борются, со своими учени­ ками? В чем же «виноват» учитель? Прежде всего в том, что школа для учеников не только не является желанной и спасительной от мерзостей окружающей действительно­ сти, но и в том, что, по сути дела, не выполняет своих основных функций: развивающей (образование как «ста­ новление образа») и адаптационной (образование как освоение норм окружающего мира). Что же такое «школа» в глазах ее учеников? Положительное влияние школы на становление лич­ ности и подготовку к жизни признают от трети до полови­ ны сегодняшних старшеклассников. Духовное развитие и нравственное воспитание, как в оценках учителей, так и по мнению старшеклассников, го­ раздо ниже функциональной подготовки. Профильные классы и программы по углубленному изучению отдельных предметов, в оценке учеников, прак­ тически не влияют на изменение качества, образования и формирование общей культуры. И не откроем Америки, если скажем, что те «счастлив­ чики», кому школа позволяет закончить курс обучения, вместе с сомнительным по качеству и непонятным по на­ значению набором знаний и умений приобретает не толь­ ко миопию и сколиоз, но и целый букет серьезных функ­ циональных нарушений сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и эндокринной систем. И, наконец, как это и не страшно, но признаемся себе, что дикие случаи самоубийств среди подростков иногда в основе своей имеют дидактические причины. Уже слышу возмущенные голоса коллег: «Так Вы пола­ гаете, что во всем этом виноват учитель?! Да, Вы где живе­ те, оглянитесь вокруг!» 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz