Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Урок седьмой и последний «Учитель, перед именем твоим...» (О «преподавателях» и «педагогах», а также о том, какой учитель нужен школе.) Почему благородные идеи, выверенные педагогические принципы правила, основанные на объективных законо мерностях обучения и описанные во всех учебниках педаго гики не всегда срабатывают в педагогической практике? Почему изощренные педагогические технологии, о ко торых мы говорили на страницах этой книги, очень часто не приводят к ожидаемому эффекту? Потому что педагогика не только наука и ремесло, но еще и искусство. И в ней определенные личностные каче ства педагога значат не меньше, чем профессиональные знания и умения. Учитель... Простите меня, коллеги, ибо то, о чем я хочу написать в заключение, огорчит, а может быть, и возмутит очень мно гих. Ну а к тем, кто согласится со мной, этот урок не имеет никакого отношения. Речь пойдет о том, что сегодня в школе работает много случайных людей, начиная от тех, кому необходимо переучиваться (не повышать квалифи кацию и не «усовершенствоваться», а именно переучива ться), и кончая теми, кому нужно уходить из школы и как можно скорее. Педагогические дипломы сегодня не могут служить га рантией того, что их обладатель автоматически становится человеком, имеющим право работать с детьми. Знания по педагогике и психологии сами по себе являются продук том решения определенных научно-теоретических проб лем, имеют достаточно обобщенный характер и не могут быть по-настоящему усвоены студентом, ибо не имеют для него персонального значения, не наполняются личност ным смыслом и могут быть осмыслены только в процессе практической деятельности, когда станут средством реше ния реальных практических задач (Ю. Кулюткин). 238
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz