Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
6. Проводить анализ погрешностей. 7. Придумывать несложные эксперименты. Сравнивая описанные выше личностно-ориентирован ные технологии обучения, следует отметить некоторые их отличия друг от друга: если технология учебного исследо вания предполагает возможность индивидуальных заня тий, то в остальных ученики в той или иной степени обяза тельно обучаются друг с другом. Но в нашем исследовании при разработке учителями образовательных технологий личностно-ориентирован ного характера, то есть с позиции гуманистической педа гогики, для преподавателя системы ПК становится чрез вычайно важно обратить их внимания на те существенные закономерности, которые объединяют описанные выше технологии. Первая: и в учебном исследовании, и в «мастерской знаний», и в коллективной мыследеятельности ученики с той или иной долей самостоятельности создают новый продукт — будь то знание (субъективно новое) или лич ностное новообразование (потребности, запросы, спо собности). И вторая: в этих технологиях ученик выступает как пол ноценный субъект учебно-познавательной деятельности, ибо эта деятельность полноценна по тем компонентам, из-за отсутствия которых всякое другое обучение есть по сути «выморочная» (В. Давыдов) деятельность. Эти ком поненты —целеполагание и рефлексия. Разумеется этот перечень личностно-ориентирован ных, как впрочем и предметноориентированных техноло гий открыт. Я включил в него только те, которые опробо вал сам на уроках и на занятиях с учителями. Есть еще масса интересных (по описаниям!) вещей, на пример технология эвристического обученияА. В. Хуторского, технология «живое знание» О. Леонтьевой ... Но, думаю, при веденных примеров достаточно для того, чтобы иметь пред ставление о том выборе, который существует сегодня у учи теля и преподавателя, проектирующих учебный процесс. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz