Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

I Или же истинное предназначение школы как образователь- I ного института, ее миссия состоит враскрытии или развитии за- \ ложенных в ребенке потребностей и способностей? И тогда со­ держание образования в его классическом представлении есть только средство для этого развития. И, как любое средство мо- j жет в известной степени варьироваться. Кстати, наблюдаемое сегодня противостояние «интегративщиков» и «системщиков» — речь идет о сторонниках интегративных и систематизирован­ ных естественнонаучных курсов — есть слабое отра­ жение этой образовательной альтернативы. Надо ли говорить о том, что сегодняшняя школа, не­ смотря на все декларации, заклинания о развитии лично­ сти, о гуманизации, о новых ценностях в образовании, стояла и стоит на вполне определенной позиции. А идея образовательных стандартов эту позицию обосновывает и укрепляет. Точнее, не сама идея (идея-то разумная), а реа­ льное ее воплощение в виде требований к обязательным результатам обучения и предлагаемых измерителей дости­ жений учащихся (тесты). Все это атрибуты рационалисти­ ческой (технократической) парадигмы дидактики, рож­ денной в определенной стране, в определенное время (США 50—60-е годы), имеющей яркую бихевиорисгиче- скую окраску. Полное управление учебным процессом в рамках этого направления делает учение школьника фактически науче­ нием, натаскиванием. Кстати, рационалисты этого и не скрывают. Искусное манипулирование поведением детей во время такого обучения превращает процесс обучения в дрессировку («тренировку» — Б. Скиннер). Хуже этого мо­ жет быть только эклектическое соединение такого обуче­ ния с неогѵманистическими лозунгами. Отсюда — расте­ рянность,. недоверие, цинизм в учительской среде. Да и в ученической тоже. 1.7. Содержание бразования Определение понятия «содержание образования» за­ висит от того, что принимать за источник этого содержа­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz