Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

1. Поиск аномалий. 2. Изменение условий явления. 3. Поиск новой функции известного явления. 4. Комбинирование известных явлений. 5. Дробление известных явлений. 6. Аналогия. II уровень — открытие новых закономерностей может осуществляться с помощью следующих приемов: 1. Сопоставление известных закономерностей и резу­ льтатов практических исследований: а) накопление фактов, противоречащих известной за­ кономерности, пока новая закономерность не проявится сама. (Например, открытие Ч. Дарвиным закономерно­ стей эволюции); б) введение гипотезы для объяснения возникающих за­ труднений при объяснении результатов эксперимента. (Например, введение Г. Менделем гипотезы «чистоты га­ мет» для объяснения явления наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании). 2. Выдвижение гипотезы, не противоречащей известной закономерности, однако значительно расширяющей ее. 3. Выдвижение гипотезы путем перехода от известного теоретического положения к его противоположности. 4. Объединение известных закономерностей и на осно­ вании этого выдвижение новой проблемы. От репродуктивных к поисковым умениям (технология дидактически обоснованного перехода) 1. Сообщение необходимых знаний. 2. Формирование умения на репродуктивном уровне: —демонстрация деятельности в целом и по элементам; —организация отработки умения в упрощенных усло­ виях (искусственное упрощение задания, разделение его на части); — организация самостоятельной практики с непре­ рывной обратной связью и положительным подкреплени­ ем со стороны учителя. 3. Переход к поисковой, продуктивной фазе: —организация разнообразных проблемных ситуаций - решение нестандартных задач; —имитационное моделирование реальности; 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz