Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Различие здесь в системе, а не в роде. Школь­ ник, изучающий физику, является физиком, и для него легче изучать науку, действуя подоб­ но ученому-физику, чем делать что-либо еще.» («Что-нибудь еще» — усвоение сведе­ ний, предлагаемых в готовом виде). Эти слова принадлежат Дж. Брунеру и как нельзя лучше характеризуют те технологии обучения, кото­ рые реализуют так называемый продуктивный подход в обучении. Наиболее успешно и полно технология учебного ис­ следования описана в работах Дж. Брунера, Д. Шваба, X. Таба, Р. Тениссона, Альтшуллера Г., Бухвалова В ., Клари­ на М ., Ромишевски А., Зориной Л . и др. Обобщая дидактические разработки различных авто­ ров, алгоритм обучения как учебного исследования можно представить следующим образом: —знакомство с литературой, —выявление (видение) проблемы, —постановка (формулирование) проблемы, —прояснение неясных вопросов, —формулирование гипотезы, —планирование и разработка учебных действий, —сбор данных (накопление фактов, наблюдений, до­ казательств), —анализ и синтез собранных данных, —сопоставление (соотнесение) данных и умозаключе­ ний, —подготовка и написание (оформление) сообщения, — выступление с подготовленным сообщением, пере­ осмысление результатов в ходе ответов на вопросы, —проверка гипотез, построение обобщений, —построение выводов, заключений. Первый и второй элементы в зависимости от ситуации могут меняться местами. Возможен и другой подход к алгоритмизации учебного исследования. Так, Альтшуллер Г. С. в известной работе «Как делаются открытия» отмечает, что в естественно-на­ учных исследованиях возможны открытия двух уровней. I уровень —открытие новых явлений и процессов, и для этих исследований эффективны следующие направления поисков: 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz