Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

шего обучения анализ учебной проблемы на третьем такте прекращается, поскольку проблема решена. Однако резу­ льтативность обучения многократно возрастает, если под­ нять обучаемого до осознания собственной и коллективной, только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности. Реф­ лексия позволяет осознать метод, который привел к этой активной познавательной деятельности. Именно метод, понятый обучаемыми, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою учебную деятельность. Рефлексия Обучающимся предлагается обратиться к их совмест­ ной и индивидуальной деятельности и рассказать о своих неудачах и затруднениях в решении проблемы, выявить причины своих ошибок не только по содержанию, но, что важно, по способу общения, наметить пути их исправле­ ния. Это, по существу, и является вводом группы и каждо­ го обучаемого в новую учебную проблему — проблему осознания средств собственной и совместной умственной деятельности. Рефлексия постоянно ведет обучаемого к осознанию его конкретных способов деятельности, к сис­ тематизации, обобщению их, отказу от ошибочных прие­ мов и подходов, что в итоге развивает его как личность. Рефлексия включается на любом такте деятельности при «сбоях», производится внутри творческих групп или специально организуется педагогом со всеми обучаемыми после общей деятельности. Все технологические такты последовательно связаны между собой. Ни один из них не может быть пропущен или переставлен местами в рабочем процессе. Подробное описание этой технологии вы найдете в книге К. Я. Вазиной «Коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека». —М.: Педагогика, 1993. 6.2.6. Технология обучения как учебного исследования «... Умственная деятельность является той же самой на переднем ли фронте науки или в третьем классе школы. 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz