Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

приносящее удовлетворение. В такой социальной инфра­ структуре и происходит реальное развитие каждого обуча­ емого. Творческие группы подвижны. Обучаемым разрешает­ ся переходить из одной группы в другую (в зависимости от их внутренних целей на конкретный момент обучения). При желании, необходимости группы или отдельные чле­ ны группы свободно общаются между собой. Для этого ис­ пользуется клубная форма работы, неформальные объеди­ нения, где слушатели самостоятельно изучают психоло- го-педагогическую литературу, проводят исследования среди обучаемых и в учебных заведениях города, педагоги­ чески осмысливают учебно-воспитательный процесс, творчески оформляют результаты самостоятельной деяте­ льности; составляют графики, рисунки, пишут стихи, со­ чиняют песни, юмористические зарисовки —показывают все, на что они способны при постижении изучаемого ма­ териала. На этапе решения проблемы в творческой группе каж­ дый подтягивается до уровня группового понимания ее. Разумеется, что оно не всегда совпадает с тем решением проблемы, которым владеет педагог (то есть научным). Третий такт — окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных пози­ ций на основе сравнения их с научной (окончание выра­ щивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию перед всем потоком слушателей. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противополож­ ные точки зрения, проверяются на основательность аргу­ менты сторон. Требованием обоснованной, логичной ар­ гументации педагог приводит обучаемых к верному реше­ нию учебной проблемы. Четвертый такт —определение новой проблемы, на­ правление процесса дальнейшего познания. Системообразующим моментом технологии КМД яв­ ляется рефлексия. В педагогической практике развиваю- 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz