Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
тественно в процессе поиска, важно увидеть и исправить ошибку. Прав тот, кто может научно обосновать позицию. Педагог при организации учебного процесса так фор мирует творческие группы, чтобы в них были лидер-руко- водитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозицио неры, исследователи и т. д. Микрогруппы подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями педагога и обучаемых. В микрогруппах происходит посто янная смена руководителей (через 3—4 занятия), что созда ет условия для развития организаторских умений у всех обучаемых. В учебном процессе творческие группы могут быть постоянными (например, группы, изучающие и обобща ющие передовой педагогический опыт, разрабатываю щие основу методической работы в учебном заведении, исследующие процесс управления-самоуправления в коллективах учебного заведения, разрабатывающие но вые функциональные обязанности для работников учеб ного заведения). Основное назначение постоянных групп —систематизировать опыт, практические предло жения для проведения перестройки учебно-воспитатель ного процесса на местах. В ходе обучения создаются и временные творческие группы, например, для изучения личности и межличност ных отношений, комплектуются группы «психологиче ская служба», «общение», «развитие», «саморазвитие», «самоуправление», «новые педагогические установки»; при овладении принципом структурирования вводятся группы: «педагог», «замдиректора», «председатель цикло вой комиссии», «инспектор»; при овладении технологией коллективной мыследеятельности появляются группы: «учебная проблема», «ввод в проблемную ситуацию», «ра бота в творческих группах», «общее обсуждение пробле мы», «ввод в новую проблему», «рефлексия» ... Их назна чение —систематизировать, углублять профессиональные Знания обучаемых, вырабатывать у них профессиональ ные способы деятельности. Все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса (внутренних целей обучаемых). При наличии общего дела, в котором каждый выпол няет часть его, желание проявить себя рождается естест венно и ощущается как состояние радостное, творческое, 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz