Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

зволяет осознать метод, который привел к этой активной по­ знавательной деятельности. Именно метод, понятый обучаемыми, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою учебную деятельность. Структура проблемной ситуации Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: поста­ новка проблемы, коллективное обсуждение целей, спосо­ бов их достижения. Функция: актуализация противоре­ чий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей. Второй такт —работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внут­ ренних целей, формирование способов деятельности, вы­ работка индивидуальной, коллективной позиции по изу­ чаемой проблеме. Он включает в себя самоопределение творческих групп, коррекцию коллективных целей, принятие реше­ ния, составление и реализацию программы коллективной деятельности, выработкуличных, групповых позиций, об­ щественного мнения о работе каждого и группы в целом. На этом этапе обучаемые, разделенные на творческие микрогруппы (5—7 человек), вторично, уже самостоятель­ но, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточня­ ют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая постав­ ленную педагогом учебную проблему, вырабатывают спо­ соб совместной деятельности для ее решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. Обсуждая в режиме коллективной мыследеятельности учебную проблему, слушатели творческой группы упраж­ няются в демократическом типе общественных отноше­ ний: в равноправном сотрудничестве, выработке собст­ венной позиции и т. д. Для этого соблюдается ряд новых правил взаимодействия: необходимость выслушать и по­ нять другого, доброжелательность, терпимость, уважение к иному мнению, четкая формулировка своей позиции с обязательной ее аргументацией, в случае несогласия —ар­ гументированная оппозиция. Можно ошибиться —это ес­ 230

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz