Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
зволяет осознать метод, который привел к этой активной по знавательной деятельности. Именно метод, понятый обучаемыми, становится тем социокультурным результатом, который и позволяет по-новому строить свою учебную деятельность. Структура проблемной ситуации Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: поста новка проблемы, коллективное обсуждение целей, спосо бов их достижения. Функция: актуализация противоре чий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей. Второй такт —работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внут ренних целей, формирование способов деятельности, вы работка индивидуальной, коллективной позиции по изу чаемой проблеме. Он включает в себя самоопределение творческих групп, коррекцию коллективных целей, принятие реше ния, составление и реализацию программы коллективной деятельности, выработкуличных, групповых позиций, об щественного мнения о работе каждого и группы в целом. На этом этапе обучаемые, разделенные на творческие микрогруппы (5—7 человек), вторично, уже самостоятель но, через общение в микрогруппах, актуализируют (уточня ют, проясняют) свою внутреннюю цель, осознавая постав ленную педагогом учебную проблему, вырабатывают спо соб совместной деятельности для ее решения. В процессе поиска (реализации цели) вырабатывают и отстаивают свои позиции при общем решении учебной проблемы. Обсуждая в режиме коллективной мыследеятельности учебную проблему, слушатели творческой группы упраж няются в демократическом типе общественных отноше ний: в равноправном сотрудничестве, выработке собст венной позиции и т. д. Для этого соблюдается ряд новых правил взаимодействия: необходимость выслушать и по нять другого, доброжелательность, терпимость, уважение к иному мнению, четкая формулировка своей позиции с обязательной ее аргументацией, в случае несогласия —ар гументированная оппозиция. Можно ошибиться —это ес 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz