Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
сти, но и их материальное распределение между отдельны ми участниками коллективной работы. Автором технологии коллективной мыследеятельно- сти является Вазина К. Я. — профессор, заведующая ка федрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников проф техобразования. Сущность данной технологии —непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучае мых. Она состоит из системы проблемных ситуаций, кото рая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимся совместно, с учетом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучае мых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызыва ет у них необходимость действовать по нормам обще ственных отношений. При этом существенно меняется от ношение к другому человеку как к личности: отчужден ность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, ор ганизаторскими, нравственными усилиями каждого. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых раз деляется на четыре основных такта: ввод в проблемную си туацию, работа по творческим микрогруппам, вынос об суждаемой проблемы на поток, выход на новую проблему. Системообразующим моментом технологии КМД явля ется рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем такте прекра щается, поскольку проблема решена. Однако результатив ность обучения многократно возрастает, если поднять обуча емого до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности. Рефлексия по 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz