Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

сти, но и их материальное распределение между отдельны­ ми участниками коллективной работы. Автором технологии коллективной мыследеятельно- сти является Вазина К. Я. — профессор, заведующая ка­ федрой «Деятельность» Нижегородского межобластного института повышения квалификации работников проф­ техобразования. Сущность данной технологии —непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучае­ мых. Она состоит из системы проблемных ситуаций, кото­ рая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным. Цели, содержание, способы развития определяются педагогом и учащимся совместно, с учетом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучае­ мых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызыва­ ет у них необходимость действовать по нормам обще­ ственных отношений. При этом существенно меняется от­ ношение к другому человеку как к личности: отчужден­ ность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, ор­ ганизаторскими, нравственными усилиями каждого. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых раз­ деляется на четыре основных такта: ввод в проблемную си­ туацию, работа по творческим микрогруппам, вынос об­ суждаемой проблемы на поток, выход на новую проблему. Системообразующим моментом технологии КМД явля­ ется рефлексия. В педагогической практике развивающего обучения анализ учебной проблемы на третьем такте прекра­ щается, поскольку проблема решена. Однако результатив­ ность обучения многократно возрастает, если поднять обуча­ емого до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности как конкретного выражения общих законов человеческой деятельности. Рефлексия по­ 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz