Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
вается сеть, с помощью которой при дальнейшем совместном обсуждении эти острова связываются в сплошную систему.) ! Интересные задачи для учебного мозгового штурма приводятся в книге А. Гйна «Приемы педагогической тех ники». Вариацией технологии мозгового штурма является ме тод, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления уча стников — синектика. С явлением синестезии мы сталкиваемся довольно ча сто, порой и не подозревая об этом, когда приписываем предметам и явлениями несвойственные им качества и свойства. Вспомните: «тяжелый запах», «металлический звук», «кислый цвет», или, знаменитое гриновское: «Сча стье сидело в ней пушистым котенком». (Это из «Алых па русов», когда проснувшаяся Ассоль обнаружила у себя на руке кольцо Грея.) Ну, так вот, этот же подход используется для развития творческих сил ребенка при решении различных учебных задач. Основной прием здесь —выдвижение аналогий: об разных («На что может быть похоже Счастье? На пушисто го котенка!», «На что может быть похожа нить ДНК? На скрученную веревочную лестницу»), личностных («Пред ставь себя травоядным динозавром, — какие проблемы с питанием ты должен бы испытывать? А при наступлении холодов? Опиши свои ощущения. Только ли холод?»), сим волических («клонирование — ксерокопирование»), фан тастические («А как могла бы выглядеть жизнь на планете, где нет углерода?», «Его мог заменить кремний». Опишите «кремниевого» человека. Нарисуйте «идеального» хищни ка. Может ли на самом деле существовать такое создание? Нет. Почему? Может. Где?) Основная идея синектического исследования —преоб ладание иррационального, аффективного, эмоционально ценностного (переживание, проживание) процессов над собственно когнитивными при решении вполне конкрет ной задачи. И, разумеется, основное в такой технологии не результат — «продукт», а сам процесс, направленный на развитие и формирование творческих сил и коммуника тивных умений учеников. 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz