Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

вается сеть, с помощью которой при дальнейшем совместном обсуждении эти острова связываются в сплошную систему.) ! Интересные задачи для учебного мозгового штурма приводятся в книге А. Гйна «Приемы педагогической тех­ ники». Вариацией технологии мозгового штурма является ме­ тод, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления уча­ стников — синектика. С явлением синестезии мы сталкиваемся довольно ча­ сто, порой и не подозревая об этом, когда приписываем предметам и явлениями несвойственные им качества и свойства. Вспомните: «тяжелый запах», «металлический звук», «кислый цвет», или, знаменитое гриновское: «Сча­ стье сидело в ней пушистым котенком». (Это из «Алых па­ русов», когда проснувшаяся Ассоль обнаружила у себя на руке кольцо Грея.) Ну, так вот, этот же подход используется для развития творческих сил ребенка при решении различных учебных задач. Основной прием здесь —выдвижение аналогий: об­ разных («На что может быть похоже Счастье? На пушисто­ го котенка!», «На что может быть похожа нить ДНК? На скрученную веревочную лестницу»), личностных («Пред­ ставь себя травоядным динозавром, — какие проблемы с питанием ты должен бы испытывать? А при наступлении холодов? Опиши свои ощущения. Только ли холод?»), сим­ волических («клонирование — ксерокопирование»), фан­ тастические («А как могла бы выглядеть жизнь на планете, где нет углерода?», «Его мог заменить кремний». Опишите «кремниевого» человека. Нарисуйте «идеального» хищни­ ка. Может ли на самом деле существовать такое создание? Нет. Почему? Может. Где?) Основная идея синектического исследования —преоб­ ладание иррационального, аффективного, эмоционально ценностного (переживание, проживание) процессов над собственно когнитивными при решении вполне конкрет­ ной задачи. И, разумеется, основное в такой технологии не результат — «продукт», а сам процесс, направленный на развитие и формирование творческих сил и коммуника­ тивных умений учеников. 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz