Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

группа не упустила мнения «нереферентного» участника, помечает интересные направления поиска. Группа выби­ рает секретаря; его задача —фиксировать возникающие идеи. Уточняются условия задачи. Определяется время первого этапа. Первый этап. Создание банка идей Никакой критики! Главная задача —набрать как можно больше, пусть даже самых «безумных» идей, способов ре­ шения, подходов. Если группа «выдохлась» раньше назна­ ченного срока, обсуждение прерывается. Рефлексия: как работалось на первом этапе, какие бы­ ли сбои, в какой момент возникали остановки, наруша­ лись ли правила и почему... Второй этап. Анализ идей Переформулирование проблемы, пересказ ее своими словами, как бы приближая к собственому пониманию, к самому себе. Все высказанные идеи члены группы подвергают кри­ тическому разбору, стараясь в каждой найти рациональное «зерно», возможность усовершенствования. Отбираются несколько (2—3) перспективных идеи. Третий этап. Афиширование Сообщение всему классу о найденных вариантах реше­ ния задачи. Четвертый этап. Работа экспертного жюри Жюри анализирует, обсуждает предложенные вариан­ ты, докладывает о своем решении классу, подводит итоги, награждает отличившихся. Важное примечание! Группы могут решать разные задачи, могут —одну. Но оптимальный вариант, когда все группы «штурмуют» раз­ ные задачи, объединенные одной идеей или общей проб­ лемой. ( Сравни методику экземплярного обучения, или метод островов (unselubildung), применяемую в школах Германии. В этой методике отказываются от непрерывной последовательности в изложении учебного материала, а вместо этого выделяются изолированные части (острова). Чем подробнее уче­ ник или группа занимаются отдельным событием или личностью, или явлением, тем плотнее оказы­ 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz