Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
В соответствии с той или иной идеей «образования» на практике складываются различные образовательные стратегии, и неверный, неудачный выбор, сделанный страной, регионом, школой в сторону той или иной об разовательной стратегии, как по цепочке (цели —содер жание, технологии —учитель), рождает целый набор не ожиданных, незапланированных педагогических «резу льтатов». Рассмотрим последовательно все элементы этой «це почки». 1.6. Стратегия Образовательная стратегия — это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуа ции, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими ком понентами системы. Обратите внимание: начало всему — честный и полный анализ происходящего. Я ведь могу сказать, что все не так уж плохо, и тогда все остальные ком поненты примут совершенно определенный характер. Может и реформировать ничего не надо будет. Так, «покрасим фасад» и довольно! Формальная и материальная, традиционалистско-кон- сервативная и неогуманистическая, формирующая и раз вивающая, технократическая и поисковая, автономная и гетерономная... Какие бы названия ни принимала та или иная образовате льная парадигма и как бы они ни отличались друг от друга по своей социальной ориентации, всякий раз перед педаго- гом-практиком встает следующая проблема: является ли раз витие и самоактуализация ученика в процессе обучения по бочным результатом деятельности по освоению им определен ного, стандартизированного содержания образования, систем норм (законов), правил, установок, способов деятельности уже открытых, освоенных до него? Является ли развитие и са моопределение ученика результатом педагогической деятель ности, может быть, декларируемым, но непланируемым и во , многом непредсказуемым? 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz