Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

В соответствии с той или иной идеей «образования» на практике складываются различные образовательные стратегии, и неверный, неудачный выбор, сделанный страной, регионом, школой в сторону той или иной об­ разовательной стратегии, как по цепочке (цели —содер­ жание, технологии —учитель), рождает целый набор не­ ожиданных, незапланированных педагогических «резу­ льтатов». Рассмотрим последовательно все элементы этой «це­ почки». 1.6. Стратегия Образовательная стратегия — это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуа­ ции, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими ком­ понентами системы. Обратите внимание: начало всему — честный и полный анализ происходящего. Я ведь могу сказать, что все не так уж плохо, и тогда все остальные ком­ поненты примут совершенно определенный характер. Может и реформировать ничего не надо будет. Так, «покрасим фасад» и довольно! Формальная и материальная, традиционалистско-кон- сервативная и неогуманистическая, формирующая и раз­ вивающая, технократическая и поисковая, автономная и гетерономная... Какие бы названия ни принимала та или иная образовате­ льная парадигма и как бы они ни отличались друг от друга по своей социальной ориентации, всякий раз перед педаго- гом-практиком встает следующая проблема: является ли раз­ витие и самоактуализация ученика в процессе обучения по­ бочным результатом деятельности по освоению им определен­ ного, стандартизированного содержания образования, систем норм (законов), правил, установок, способов деятельности уже открытых, освоенных до него? Является ли развитие и са­ моопределение ученика результатом педагогической деятель­ ности, может быть, декларируемым, но непланируемым и во , многом непредсказуемым? 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz