Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
4. Мастер не торопится отвечать на вопросы. 5. Необходимую информацию он подает малыми доза ми, обнаружив потребность в ней у ребят. 6. Исключает официальное оценивание работы учени ка (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает воз можность появления самооценки учащегося и ее измене ния, самокоррекции (172). Ту же самую позицию преподаватель занимает в техно логии коллективной мыследеятельности К. Я. Вазиной, и тот же принцип «спровоцированного вмешательства» в са мостоятельную познавательную деятельность слушателей положен нами в организацию обучения педагогов в систе ме последипломного образования. Алгоритм «мастерской знаний» Шаг первый: «Индукция» (или наведение) — обращение не столько к разуму, сколько к чувствам, эмоциям ученика. В качестве «индуктора» может выступать все, что может раз будить, вырастить поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций... Рисунки или стихотворение, музыкальный фрагмент или просто впечатляющие цифры... Вспомните, как мы начинали наше первое за- I* нятие: учителям предлагалось объяснить результа ты одного педагогического исследования — циф ры, цифры, цифры.., а какую бурю эмоций, разноголосицу мнений, обид и тревог вызвало их обсуждение! Шаг второй: «Самоконструкция» —индивидуальное по строение гипотезы, решения задачи, создания проекта, рисунка и т. п. Шаг третий: «Социоконструкция» —то же самое, сперва в паре, потом в группе. ? А почему нельзя сразу предложить эту работу группе, чтобы сэкономить время? А потому, что, во-первых, это может подавить инициативу, рас крытие индивидуального опыта каждого, поро дить недоверие ксебе, неверие в собственные воз можности (если в группе окажется сильный ли дер). А, во-вторых, мы приближаемся к истине и полноте знания, рассматривая предмет с различ ных точек зрения. 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz