Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

4. Мастер не торопится отвечать на вопросы. 5. Необходимую информацию он подает малыми доза­ ми, обнаружив потребность в ней у ребят. 6. Исключает официальное оценивание работы учени­ ка (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает воз­ можность появления самооценки учащегося и ее измене­ ния, самокоррекции (172). Ту же самую позицию преподаватель занимает в техно­ логии коллективной мыследеятельности К. Я. Вазиной, и тот же принцип «спровоцированного вмешательства» в са­ мостоятельную познавательную деятельность слушателей положен нами в организацию обучения педагогов в систе­ ме последипломного образования. Алгоритм «мастерской знаний» Шаг первый: «Индукция» (или наведение) — обращение не столько к разуму, сколько к чувствам, эмоциям ученика. В качестве «индуктора» может выступать все, что может раз­ будить, вырастить поток ассоциаций, воспоминаний, чувств, эмоций... Рисунки или стихотворение, музыкальный фрагмент или просто впечатляющие цифры... Вспомните, как мы начинали наше первое за- I* нятие: учителям предлагалось объяснить результа­ ты одного педагогического исследования — циф­ ры, цифры, цифры.., а какую бурю эмоций, разноголосицу мнений, обид и тревог вызвало их обсуждение! Шаг второй: «Самоконструкция» —индивидуальное по­ строение гипотезы, решения задачи, создания проекта, рисунка и т. п. Шаг третий: «Социоконструкция» —то же самое, сперва в паре, потом в группе. ? А почему нельзя сразу предложить эту работу группе, чтобы сэкономить время? А потому, что, во-первых, это может подавить инициативу, рас­ крытие индивидуального опыта каждого, поро­ дить недоверие ксебе, неверие в собственные воз­ можности (если в группе окажется сильный ли­ дер). А, во-вторых, мы приближаемся к истине и полноте знания, рассматривая предмет с различ­ ных точек зрения. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz