Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Ведь когда ты готовишься к уроку, планируешь сколько человек вызовешь кдоске, сколько —за первые парты, ко го спросишь с места, сколько минут будешь проводить фронтальный опрос и т. п., всегда ли отдаешь себе отчет, что в классе находятся дети, которые сегодня просто физи чески плохо себя чувствуют, что их лучше сегодня вообще не трогать. Входит ли это в твои планы, учитель? ❖Учатся с интересом и стараются учиться как можно лучше около 26% учащихся 9-х и 11-х классов. Ходят в школу только по необходимости —30%. Для 7% учащихся 8—11-х классов школа, по их выражениям, —«мука», «ка зарма», «тюрьма». (Данные социологических опросов Ми нистерства образования России, а также авторские иссле дования по Мурманской области). ❖Не хватает сил и времени на выполнение домашних заданий, подготовку к урокам у 27% опрошенных... ❖На один из вопросов анкеты «Что мешает тебе успеш но учиться?» 44% опрошенных учеников 8—11-х классов ответили: «Перегрузка». Причем загруженность учеников профильных, углубленных и обычных классов практиче ски не отличалась —разница наблюдалась в соотношении различных видов учебной деятельности. ❖При изучении мотивации учебной деятельности выяс нилось, что ведущим мотивом у 58% опрошенных является страх. Опасение получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, «провалиться» на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в «элитном» классе, страх перед родителями, учителем... Собственно, познавательный мотив, как и мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, зани мали в ответах старшеклассников от 4% до 12%... Остановимся и перечитаем К. Д. Ушинского: «...Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно так нераздра жает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да-чатают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самодеяте льной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчет ливо передать, хоть в словах, то, что они выучили или
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz