Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

для младших детей; двое готовят гравюры, иллюстрирую­ щие текст по различным урочным темам («Сообщающие­ ся сосуды», «Водопровод» и т. д.). Двое, работая в библио­ теке, пополняют картотеку (задания, хрестоматийный ма­ териал). Некоторые ребята готовят доклады. Двое ребят ушли в деревню для сбора материала по теме «Вода и ее свойства», двое работают на школьной метеоплощадке ИТ. д. Учитель, после того как даст индивидуальное задание младшим, переходит к работе с детьми среднего и старше­ го возраста. Теоретические дискуссии сменяются экспери­ ментом. Ученики самостоятельно составляют информа­ ционные карты и проверяют качество работы с помощью контролирующих карт. Таким образом, организация работы каждого ученика в рамках деятельности всего коллектива является одной из главных особенностей технологии обучения в школе С. Френе. Педагоги школы С. Френе считают, что наиболее эф­ фективный путь усвоения знаний — «не наблюдение и не демонстрация, которые составляют основные приемы традиционной школы», а экспериментальное нащупыва­ ние, составляющее естественный и универсальный метод познания: «только за наковальней становятся кузнецом». Френе считал, что мыслительная способность формирует­ ся и проявляется в деятельности, что, чем усиленнее чело­ век использует приобретенный им опыт в своем поведе­ нии, тем скорее идет его развитие. Правила и законы явля­ ются плодом опытов, иначе они бессодержательны и бесполезны. Вот почему в школе Френе при каждой возможности обращаются к практике. В каменоломне изучают горные породы, на берегу реки или пруда наблюдают за подвод­ ной флорой и фауной. Везде, где идет настоящая работа, — в полях, на заводе, в кузнеце или мастерской — учителя стремятся проводить учебные занятия. «Мы действуем, как пчела, использующая каждый по­ гожий день для сбора цветочного нектара, из которого она вырабатывает мед. Так и мы отправляемся на сбор сведе­ ний об окружающей действительности, чтобы потом в классе переработать их в мед знаний, обогащающий чело­ века» (С. Френе). 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz