Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

систему действий, выполнение которых приводит к дости­ жению поставленной цели. Вот почему описание, собст­ венно, технологии обучения, которая применяется в школе С. Френе, необходимо предварить обращением к сущности педагогической системы, созданной французским педаго­ гом. Модернизация французской школы в 20—30 годы свя­ зана в первую очередь с именем этого ученого. Его педаго­ гические эксперименты получили широкую известность во всем мире. Он показал, что считать обучение ребенка в школе как подготовку к будущей настоящей жизни взрос­ лого есть непонимание значения детства как самостояте­ льного важного периода для развития личности. Школа Френе — это модель трудовой школы. Основ­ ные технические средства такой школы это типография, так называемые свободные тексты, карточки, некоторые технические средства, школьное самоуправление. Основ­ ной характеристикой технологии обучения в школе С. Френе следует назвать то, что в ней сочетаются такие методы работы, с такими человеческими отношениями, в результате которых учитель и ученик становятся по-насто­ ящему близкими людьми. Подобный стиль работы характеризует целое педагоги­ ческое направление, созданное Дж. Дьюи, А. Нейлом, Р. Штейнером, JI. Кольбергом, — учеными-педагогами, за плечами которых не только педагогические теории, но и опыт создания собственных школ —Чикагская лаборато­ рия, Бруклайнская средняя, школы в Саммерхилле, Штудгарте и др. В 80-е году в СССР эти тенденции нашли свое отражение в педагогике сотрудничества. Учитель работает с разновозрастной группой детей (7—14 лет). Занятия начинаются с обсуждения текста, в этот момент класс не делится на группы, так как это об­ суждение нужно и большим и маленьким. Выявляются во­ просы, интересные для детей. Распределяются задания по возможностям каждого. Старшие, разделившись на груп­ пы, приступают к самостоятельной работе. Учитель рабо­ тает с младшими сперва коллективно, потом каждый по­ лучает индивидуальное задание. Эмпирический срез (пример Н. Шиян). Старшие школь­ ники. Одна фуппа работает над выпуском газеты: один на­ бирает текст обычным шрифтом, другой —более крупным 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz