Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

В этом описании обращает на себя внимание тот факт, что субъективный опыт ученика подразумевается преиму­ щественно как нечто заданное, от чего следует отталкива­ ться (или опираться), но не то, что следует развивать. И с этой точки зрения, становится заметен акцент в характе­ ристике анализируемого явления, которую дает В. Петров­ ский: «Первая проектируемая характеристика личност- но-развивающего образования — это культивирование уникального опыта ребенка. Существенно, что такой опыт выступает здесь не только в качестве источника, но и вкаче­ стве ценностного гаранта образования» (выделено мною. — Авт.) В приведенном выше описании этапов разработки тех­ нологий личностно-ориентированного обучения диагнос­ тике подлежат представления ребенка о мире, основанные на усвоенных знаниях, но не их убеждения, мотивы, цен­ ностные ориентации. Опять в стороне от внимания исследователя остается, на наш взгляд, самое главное —сформированность опыта эмоционально-ценностных отношений к природе в целом и к жизни как наивысшей ценности. На наш взгляд, личностно-ориентированное обуче­ ние не позволяет в полной мере говорить о нем как о раз­ вивающем обучении, в котором развитие сущностных сил ребенка и усвоение им знаний о мире соотносятся как цель и средство, с одной стороны, и как «намерение» и «продукт» —с другой. Попробуем выяснить возможности воспроизведения идей гуманистической педагогики не только в обобщен­ ной модели личностно-ориентированного обучения, но и в реальном учебном процессе. С этой целью был рассмот­ рен ряд дидактических систем с выраженной личностной ориентацией обучения, хорошо зарекомендовавших себя в педагогической практике. 6.2.1. Технология обучения в школе С. Френе В какой степени материал о школе С. Френе соотносит­ ся с описанием эффективных технологий обучения? В той же, в какой понятие «технология обучения» соотносится с понятием «педагогическая технология» вообще. Мы опре­ делили педагогическую технологию, как упорядоченную 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz