Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
В этом описании обращает на себя внимание тот факт, что субъективный опыт ученика подразумевается преиму щественно как нечто заданное, от чего следует отталкива ться (или опираться), но не то, что следует развивать. И с этой точки зрения, становится заметен акцент в характе ристике анализируемого явления, которую дает В. Петров ский: «Первая проектируемая характеристика личност- но-развивающего образования — это культивирование уникального опыта ребенка. Существенно, что такой опыт выступает здесь не только в качестве источника, но и вкаче стве ценностного гаранта образования» (выделено мною. — Авт.) В приведенном выше описании этапов разработки тех нологий личностно-ориентированного обучения диагнос тике подлежат представления ребенка о мире, основанные на усвоенных знаниях, но не их убеждения, мотивы, цен ностные ориентации. Опять в стороне от внимания исследователя остается, на наш взгляд, самое главное —сформированность опыта эмоционально-ценностных отношений к природе в целом и к жизни как наивысшей ценности. На наш взгляд, личностно-ориентированное обуче ние не позволяет в полной мере говорить о нем как о раз вивающем обучении, в котором развитие сущностных сил ребенка и усвоение им знаний о мире соотносятся как цель и средство, с одной стороны, и как «намерение» и «продукт» —с другой. Попробуем выяснить возможности воспроизведения идей гуманистической педагогики не только в обобщен ной модели личностно-ориентированного обучения, но и в реальном учебном процессе. С этой целью был рассмот рен ряд дидактических систем с выраженной личностной ориентацией обучения, хорошо зарекомендовавших себя в педагогической практике. 6.2.1. Технология обучения в школе С. Френе В какой степени материал о школе С. Френе соотносит ся с описанием эффективных технологий обучения? В той же, в какой понятие «технология обучения» соотносится с понятием «педагогическая технология» вообще. Мы опре делили педагогическую технологию, как упорядоченную 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz