Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ждать, как это делал Локк, будто вселюди родятся с одинаковыми способностями, и все зависит только от одного воспитания. Ни один ребенок не тождест­ вен с другим. Каждый из них уникум в своем роде. Каждый из них не копия, а оригинал ... ... Если старая школьная педагогика отвечала то­ лько на один вопрос: что должен знать иуметь ученик такого-то возраста и такого-то класса, то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естест­ венному и нормальному стремлению ребенка к разви­ тию? Если официальная школьная педагогика осно­ вывает все обучение на послушании, то новая педаго­ гика — на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как вы­ разителях этого стремления .» (Вахтеров В. П) Объемность приведенной цитаты объясняется не толь­ ко пристрастием автора, но еще и тем обстоятельством, что под этими строками, написанными более полувека на­ зад, может (на наш взгляд) подписаться любой сегодняш­ ний учитель, принимающий идеи гуманистической педа­ гогики, какие бы названия она не принимала: «педагогика сотрудничества», «феноменологическая педагогика», «от­ крытое обучение» и пр. В институте педагогических инноваций под руководст­ вом И. Якиманской ведутся разработки теоретических основ и технологий личностно-ориентированного обуче­ ния с использованием субъектного опыта школьников. Так, например, выявлено, что при разработке таких техно­ логий (на материале биологии) должны быть реализованы следующие этапы: 1. Выявление субъектного опыта школьников. 2. Специальное конструирование учебного материала с учетом содержания субъектного опыта школьников. 3. Коррекция содержания учебного материала в соот­ ветствии с индивидуальными особенностями усвоения школьников. 4. Диагностика уровня сформированное™ представле­ ний о биологической реальности у школьников экспери­ ментальной и контрольной групп. 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz