Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

3. Громкий проговор учебной темы в начале следующе­ го урока. 4. Фронтальное повторение урочной темы. 5. Педагогическая минутка. 6. Воспроизведение листа опорных сигналов (233). Некоторые элементы этой технологии являются, на наш взгляд, удачной иллюстрацией одного из важнейших принципов дидактической системы JI. В. Занкова —осоз­ нанности в обучении и одновременно —начало формиро­ вания рефлексивных умений и развитие рефлексивных способностей школьников (к вопросу о преемственно­ сти). Подробнее мы остановимся на этом при анализе тех­ нологии коллективной мыследеятельности К. Я. Вазиной. В приведенных примерах, несмотря на кажущиеся и истинные отличия описанных технологий друг от друга, достаточно определенно выявляется ряд общих черт, по­ зволяющих отнести их к разряду предметно-ориентирован- ных: 1. С дидактической точки зрения: 1.1. Диагностичная постановка цели; 1.2. Разбивка содержания на небольшие законченные единицы («единицы содержания», «учебные единицы», «учебные элементы», «малые тематические блоки», «моду­ ли» и т. д.); 1.3. Обязательность выполнения требований учебной программы и учебного плана; 1.4. Поэтапное тестирование; 1.3. Критерии усвоения (эталонные результаты); 1.4. Корректирующая обратная связь. 2. С психологической точки зрения: 2.1. Стиль управления —от либерального авторитариз­ ма до авторитарно-репрессивного; 2.2. Установка учителя: ученик — объект педагогиче­ ского воздействия; 2.3. Отношения «учитель—ученик» —ролевые; закры­ тость, «анонимность» личности учителя, ограниченность личной (интеллектуальной) свободы ученика. Последний признак в зависимости от профессиональ­ но значимых качеств личности педагога (см. «Урок седь­ 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz