Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

старшеклассников, вот тогда мне стало по-настоя­ щему страшно. А теперь посчитайте «рабочую неделю» Вашего ре­ бенка (ученика или собственного сына), нотолько не за­ будьте прибавить к числу уроков время факультати­ вов, подготовительных курсов, работу в библиотеке и с репетитором, выполнение домашних заданий. Вы, полагаете, что это проходит даром для его здоровья ? ❖Очень многие ученики, испытывая серьезные пси­ хофизиологические нагрузки в школе, жалуются на раз­ личные физические недомогания: сонливое состояние (15,3% —юноши, 25,3% —девушки), раздражительность (соответственно 13,4% и 23,6%), головные боли (3,7% и 14,8%), боли в желудке (3% и 8,9%), бессонница (3% и 7,5%). (Данные профессора С. Р. Вершловского). ❖По данным российских ученых, педагогов и медиков, лишь только 10% школьников признается практически здоровыми, 40% имеют различные хронические заболева­ ния, 7,5 млн. (каждый третий!) —психические и невроло­ гические отклонения. ❖По данным объективного медицинского диагноза, среди выпускников 9-х и 11-х классов наиболее распро­ странены заболевания желудочно-кишечного тракта — у 21,3% учащихся; сколиоз (искривление позвоночника) — у 18,5%; 25,5% учащихся имеют миопию разной степени (по Мурманской области). ❖По всем без исключения видам недомоганий жалоб больше у девушек, чем у юношей. Иногда расхождения до­ стигают двух-трехкратной величины. Испытываемые большинством учащихся различные недомогания, с одной стороны, являются серьезной поме­ хой для продуктивного учения, с другой —их преодоление в процессе учебы может привести к ухудшению здоровья. Я стараюсь не приводить эти цифры на своих занятиях. Не хочу обижать учителей. Скорее всего, это попытка со­ хранить честь мундира: ну никак не хочется при*всех обви­ нениях, которые сыплются сегодня на школу, брать на се­ бя ответственность еще и за здоровье школьников. Тем бо­ лее, что можно найти и другие объяснения. Но сколько можно себя обманывать! 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz