Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
что педагогическая деятельность — это управление другой деятельностью. Чуть позже мы достроим и вторую полови ну, а пока попробуем честно ответить себе на один вопрос: Так ли хорошо мыработаем, когда думаем, что работаем хо рошо? 1.3. Впечатления «Ребенок устроен сложно и тонко и помещен в шко лу, где все устроено просто и грубо». Эта фраза, казавша яся мне раньше вычурной и искусственно многозначи тельной, в последнее время приобретает жестокую яс ность. Вы никогда не задумывались, коллеги, что классиче ское школьное «формировать» (знания, умения, убеж дения) сродни другим понятиям — «формовать», «ле пить». Вас никогда не обжигала мысль, что та сжатая пружи на, представляющая собой программу личностного раз вития, с которой ребенок появляется на свет и которая первые 6 лет раскручивается, разворачивается по своим естественным, внутренним законам, в школе начинает подвергаться всякого рода деформациям на сжатие (пре пятствия к личностному росту, самоактуализации) и растяжение (предъявление заведомо невыполнимых для данного ребенка, в данный момент, в данных условиях требований)? Таково, к сожалению, неизбежное следствие массового обязательного обучения в любые времена и в любых педа гогических системах. Вы, наверное, помните старое детское стихотворение о нерадивом ученике, который, чтобы не идти в школу, пы тался сказаться больным. Стихотворение так и называлось «У меня опять 36,5». Но попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами ре бенка, вспомним те серьезные стрессы, которые он испы тывает в школе и которые приводят не только к манипуля- циям с медицинским градусником, но порой и к более се- 1 Я решил, немного изменив, продублировать эту главу из книги «Прак тика обучения: современные образовательные технологии-', потому что систематизированные в ней противоречия и проблемы процесса обучения, к сожалению, остаются актуальными и по сей день. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz