Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

что педагогическая деятельность — это управление другой деятельностью. Чуть позже мы достроим и вторую полови­ ну, а пока попробуем честно ответить себе на один вопрос: Так ли хорошо мыработаем, когда думаем, что работаем хо­ рошо? 1.3. Впечатления «Ребенок устроен сложно и тонко и помещен в шко­ лу, где все устроено просто и грубо». Эта фраза, казавша­ яся мне раньше вычурной и искусственно многозначи­ тельной, в последнее время приобретает жестокую яс­ ность. Вы никогда не задумывались, коллеги, что классиче­ ское школьное «формировать» (знания, умения, убеж­ дения) сродни другим понятиям — «формовать», «ле­ пить». Вас никогда не обжигала мысль, что та сжатая пружи­ на, представляющая собой программу личностного раз­ вития, с которой ребенок появляется на свет и которая первые 6 лет раскручивается, разворачивается по своим естественным, внутренним законам, в школе начинает подвергаться всякого рода деформациям на сжатие (пре­ пятствия к личностному росту, самоактуализации) и растяжение (предъявление заведомо невыполнимых для данного ребенка, в данный момент, в данных условиях требований)? Таково, к сожалению, неизбежное следствие массового обязательного обучения в любые времена и в любых педа­ гогических системах. Вы, наверное, помните старое детское стихотворение о нерадивом ученике, который, чтобы не идти в школу, пы­ тался сказаться больным. Стихотворение так и называлось «У меня опять 36,5». Но попробуем взглянуть на эту ситуацию глазами ре­ бенка, вспомним те серьезные стрессы, которые он испы­ тывает в школе и которые приводят не только к манипуля- циям с медицинским градусником, но порой и к более се- 1 Я решил, немного изменив, продублировать эту главу из книги «Прак­ тика обучения: современные образовательные технологии-', потому что систематизированные в ней противоречия и проблемы процесса обучения, к сожалению, остаются актуальными и по сей день. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz