Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, М. Щетинина, А. іубельского и др. И в этом плане устано вить точное авторство данной технологии (как, впрочем, и некоторых других) становится довольно затруднительно. Так, например, работая с архивами, А. Цирюльников заме чает: «Есть даже... подробное описание действительным статским советником П. М. Луговским метода «погруже ния» —того самого, слишком, уж, говорят, рискованного метода школьного обучения, что так мучительно внедрял мой друг —педагог-новатор Михаил Щетинин». В 1995 году Г. Ибрагимовым сделана попытка система тизировать и дать психологическое обоснование этим ди дактическим разработкам. Предпосылками создания этой технологии обучения является, по мнению ее авторов, отсутствие у большинст ва учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забы вание изученного материала как только исчезает прямая надобность в нем. Причина заключается в известных ограничениях, связанных с классно-урочной системой организации обучения, когда содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершен ные разделы, темы, параграфы. Г. Ибрагимов отмечает, что постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погру зиться полностью. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каж дый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесце нивая его значимость. Каждый урок —это новая доминан та для учащихся, а значит, и необходимость соответствую щим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Такая организация обучения приводит к «пипеточно- му» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что она противо речит психологическим законам усвоения знаний. Поско льку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация до следующего урока большей ча стью забывается. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz