Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

разрабатывались и использовались в работах В. Шаталова, М. Щетинина, А. іубельского и др. И в этом плане устано­ вить точное авторство данной технологии (как, впрочем, и некоторых других) становится довольно затруднительно. Так, например, работая с архивами, А. Цирюльников заме­ чает: «Есть даже... подробное описание действительным статским советником П. М. Луговским метода «погруже­ ния» —того самого, слишком, уж, говорят, рискованного метода школьного обучения, что так мучительно внедрял мой друг —педагог-новатор Михаил Щетинин». В 1995 году Г. Ибрагимовым сделана попытка система­ тизировать и дать психологическое обоснование этим ди­ дактическим разработкам. Предпосылками создания этой технологии обучения является, по мнению ее авторов, отсутствие у большинст­ ва учащихся системы знаний и умений по отдельным учебным дисциплинам, отсутствие сильных влечений и привязанностей к изучаемым предметам, быстрое забы­ вание изученного материала как только исчезает прямая надобность в нем. Причина заключается в известных ограничениях, связанных с классно-урочной системой организации обучения, когда содержание обучения в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершен­ ные разделы, темы, параграфы. Г. Ибрагимов отмечает, что постоянный калейдоскоп предметов не позволяет учащимся ни в один из них погру­ зиться полностью. На переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в течение дня каж­ дый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесце­ нивая его значимость. Каждый урок —это новая доминан­ та для учащихся, а значит, и необходимость соответствую­ щим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность. Такая организация обучения приводит к «пипеточно- му» усвоению раздробленных знаний, которые к тому же быстро забываются. И связано это с тем, что она противо­ речит психологическим законам усвоения знаний. Поско­ льку урок от урока отстоит далеко, то полученная на одном занятии информация до следующего урока большей ча­ стью забывается. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz