Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

щимся одинаковый его объем, ориентируются на различ­ ные уровни к его усвоению. Принципиальна важна предлагаемая этой технологией система оценивания результатов обучения: положитель­ ная оценка должна выставляться за достижение опреде­ ленного минимально достаточного уровня подготовки. Та­ ким образом, задается норма. Попытайтесь мысленно вернуть «тройке» ее пер­ воначальный смысл — «удовлетворительно». Вдумай­ тесь, этот уровень должен, по идее, удовлетворять и государство (образовательный стандарт), иродите­ лей (мой ребенок не хуже других), и ученика («с этим багажом знаний и умений можно жить и даже про­ должать образование»). Это уровень нормы! Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответственно оценивается более высо­ ким баллом. Для сравнения: при традиционной системе оценива­ ния нормой, как правило, задается верхняя шкала резуль­ татов («пять»), соответственно, то, что ниже — означает «хуже» и оценивается более низко (принцип «вычита­ ния»). Очень многие из ныне действующих учебных про­ грамм в разделах «Требования к знаниям и умениям уча­ щихся» сконструированы именно таким образом. Как отмечалось выше, для эффективной реализации развивающего обучения содержание образования не мо­ жет быть ограничено требованиями минимума, так как уровень предъявления содержания должен превышать уровень требований к обязательным результатам обуче­ ния. Но при этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, эти «ножницы» не должны быть «раскрыты» очень широко, то есть уровень предъявления учебной ин­ формации не должен быть неоправданно высоким ни по объему, ни по сложности (опасность перегрузок на уровне восприятия). Внутренним цензором для учителя выступа­ ет знание им структуры знания и его функции, а также умение грамотно вести отбор содержания на уровне разде­ ла, темы или урока (см. выше «Урок третий»). 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz