Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
щимся одинаковый его объем, ориентируются на различ ные уровни к его усвоению. Принципиальна важна предлагаемая этой технологией система оценивания результатов обучения: положитель ная оценка должна выставляться за достижение опреде ленного минимально достаточного уровня подготовки. Та ким образом, задается норма. Попытайтесь мысленно вернуть «тройке» ее пер воначальный смысл — «удовлетворительно». Вдумай тесь, этот уровень должен, по идее, удовлетворять и государство (образовательный стандарт), иродите лей (мой ребенок не хуже других), и ученика («с этим багажом знаний и умений можно жить и даже про должать образование»). Это уровень нормы! Более высокий уровень подготовки является личным делом ученика и соответственно оценивается более высо ким баллом. Для сравнения: при традиционной системе оценива ния нормой, как правило, задается верхняя шкала резуль татов («пять»), соответственно, то, что ниже — означает «хуже» и оценивается более низко (принцип «вычита ния»). Очень многие из ныне действующих учебных про грамм в разделах «Требования к знаниям и умениям уча щихся» сконструированы именно таким образом. Как отмечалось выше, для эффективной реализации развивающего обучения содержание образования не мо жет быть ограничено требованиями минимума, так как уровень предъявления содержания должен превышать уровень требований к обязательным результатам обуче ния. Но при этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, эти «ножницы» не должны быть «раскрыты» очень широко, то есть уровень предъявления учебной ин формации не должен быть неоправданно высоким ни по объему, ни по сложности (опасность перегрузок на уровне восприятия). Внутренним цензором для учителя выступа ет знание им структуры знания и его функции, а также умение грамотно вести отбор содержания на уровне разде ла, темы или урока (см. выше «Урок третий»). 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz