Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

школьников. А ты вполне его освоил? Нет, я не спраши­ ваю, знаешь ли ты о нем, но владеешь ли этим методом? Ведь, чтобы хорошо провести регламентированную дис­ куссию, надо многое уметь: и «читать» невербальные сиг­ налы, идущие от учеников, чувствовать время, улавливать ритм урока, его интонации, работать с возникающими пау­ зами — использовать нужные и заполнять «вредные», вы­ страивать мизансцены, — многое, что приходит только с опытом. По крайней мере, теперь ты знаешь, во-первых, что в этой неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, а во-вторых, что знать о методе и владеть им — это разные вещи, и теперь, когда приедешь на курсы повышения квалификации, постараешься по­ пасть не только на лекционный курс, а на практикум или психологический тренинг. Владеешь методом? «Не раз проводил, и все получа­ лось?» Ну, что же делаем еще шаг назад, внутрь схемы дея­ тельности —«содержание». А, может быть, содержание не очень удачно подобрано? Ну, неинтересно ребятам диску­ тировать на эту тему! А может быть, и тема неплохая, да не подвел, не подготовил их учитель к активному обсужде­ нию... Всякий раз рефлексия позволяет ставить конкретные задачи по коррекции деятельности. Учитель рефлексирую­ щий — это учитель растущий. Прекращающий рефлексиро­ вать, избегающий рефлексии, неминуемо приостанавли­ вается в профессиональном росте. Вышеизложенное можно изобразить такой схемой: На самом деле это только половина схемы. Эта поло­ винчатость станет особенно очевидна, если мы вспомним, 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz