Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

высшей ценности, выращивание познавательных потребно­ стей иперевод их в познавательные запросы —все это с пол­ ным основанием можно отнести к глобальным целям школы. Но чтобы попытаться сформулировать их на диагнос­ тической основе, необходимо (и в этом В. Беспалько со­ вершенно прав) отыскать «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества в процессе объек­ тивного контроля его сформированное™. Возможно и надо ли это делать? То, что В. Беспалько называет общими, глобальными, или основными, целями образования, с методологической точки зрения, на наш взгляд, являются целями-«намере- ниями», целями-«процесса» (Е. Заир-Бек, О. Е. Лебедев). Они «продвинуты» во времени и функционально ориенти­ рованы не на конкретные умения учащихся (цель как пла­ нируемый результат обучения), которые только и могут быть «безошибочно отдифференцированы» от любых дру­ гих качеств личности, а на создание условий для развития заявленных качеств личности в процессе обучения. Значит ли это, что гуманистический подход в дидактиче­ ских поисках, направленный на развитие психоэмоциона­ льной сферы личности, ставящий во главу угла учение, на­ полненное личностным смыслом, учение, в котором мо­ тивы и смыслы опережают репродуктивное выполнение заданий учителя в принципе не допускает технологизации учебного процесса? Для ответа на этот вопрос следует вернуться к опреде­ лению технологии обучения в широком смысле слова и рассмотреть с этих позиций так называемые «личност­ но-ориентированные» технологии обучения. Это будет сделано несколько позже. Сейчас мы ведем речь о технологии обучения в узком смысле слова и, как было сказано выше, диагностичная постановка целей в таких технологиях важная, но не един­ ственная характеристика. Далее идет специальная перера­ ботка содержания и, собственно, проектирование учебно­ го процесса. Рассмотрим их на примерах конкретных тех­ нологий обучения. 6* 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz