Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
значить, подвести итог, продекламировать, произнести, про читать, разделить на слоги, рассказать и т. п. При планировании результатов обучения на творческом уровне: 1. Построить научную модель явления. 2. Перевести условие задачи со словесного языка на науч ный, выразив в символической форме условие задачи. 3. Сделать чертеж, нарисовать схему. 4. Определить совокупность законов, которые необходи мы длярешения задачи. 5. Осуществить анализрезультатов и независимую про веркурешения. 6. Написать сочинение, составить отчет, предложить план эксперимента ит. п. Глаголы: варьировать, видоизменять, модифицировать, перегруп пировать, перестроить, предсказать, поставить вопрос, реорганизовать, синтезировать, систематизировать, упро стить, переконструировать, обобщить, оценить, спрогно зировать и т. п. Особый интерес в связи с рассматриваемым вопросом представляет работа Д. Толлингеровой «Анализ когнитив ного состава задач с помощью когнитивной графики»// Актуальные вопросы современной психологии. — М.: МГУ, 1983. Ею разработана таксономия учебных задач, включаю щая пять групп задач: 1. Задачи, требующие мнемонического воспроизведе ния знаний («что это?», «какая из?», «как называется?», «дайте определение» и т. д.). 2. Задачи, предполагающие простые мыслительные опе рации с данными («установите, какого размера», «опишите, из чего состоит», «перечислите части», «опишите, какпротекает», «скажите, как проводится», «чем отличается», «сравните», «почему», «каким способом», «что является причиной» и т. п.). 3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции («объясните смысл»; «раскройте значение»; <<как Выпонимаете»; «почемудумаете, что»; «определите»; «дока жите» и т. д.); 4. Задачи, предполагающие обобщение знаний и сочи нение (разработка обзоров, конспектов, отчетов, докладов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz