Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Таблица УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА ЗНАНИЕ Запоминает и воспроизводит факты, ме­ тоды, процедуры, понятия правила, принципы. ПОНИМАНИЕ Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы (фактиче­ ская трансляция —перевод с одного язы­ ка на другой). ПРИМЕНЕНИЕ Использует конкретный материал в кон­ кретных ситуациях и в новых условиях... Также «объективизируются» и последующие интеллек­ туальные операции —«анализ», «синтез» и «оценка». Сле­ дует согласиться с М. В. Клариным, что такой подход в бо­ льшей степени соответствует целям, потенциально под­ верженным аналитическому разложению и учебному содержанию, в котором изучаются поддающиеся обособ­ лению, четко вычленяемые фрагменты учебного материа­ ла. Что же касается творческого, поискового характера обучения, то при описании его целей следует примириться с некоторой степенью неоднозначности и свободы форму­ лировок. Так, при планировании результатов обучения на репро­ дуктивномуровне педагогические цели могут быть конкре­ тизированы следующим образом: 1. Определить закон, на котором основано решение за­ дачи. 2. Записать условие в символической форме. 3. Сделать поясняющий рисунок. 4. Применить математические методы, если задача ко­ личественная, и проверить размерность. 5. Если задача качественная, необходимо применить все частные методы познания (см. ниже «Технология обу­ чения как учебного исследования»). Глаголы: назвать, перечислить, показать, подчеркнуть, выделить, дать определение, описать, привести примеры, выбрать, подо­ брать, выделить, выразить в словесной форме, записать, обо­ 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz