Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Таблица УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА ЗНАНИЕ Запоминает и воспроизводит факты, ме тоды, процедуры, понятия правила, принципы. ПОНИМАНИЕ Интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы (фактиче ская трансляция —перевод с одного язы ка на другой). ПРИМЕНЕНИЕ Использует конкретный материал в кон кретных ситуациях и в новых условиях... Также «объективизируются» и последующие интеллек туальные операции —«анализ», «синтез» и «оценка». Сле дует согласиться с М. В. Клариным, что такой подход в бо льшей степени соответствует целям, потенциально под верженным аналитическому разложению и учебному содержанию, в котором изучаются поддающиеся обособ лению, четко вычленяемые фрагменты учебного материа ла. Что же касается творческого, поискового характера обучения, то при описании его целей следует примириться с некоторой степенью неоднозначности и свободы форму лировок. Так, при планировании результатов обучения на репро дуктивномуровне педагогические цели могут быть конкре тизированы следующим образом: 1. Определить закон, на котором основано решение за дачи. 2. Записать условие в символической форме. 3. Сделать поясняющий рисунок. 4. Применить математические методы, если задача ко личественная, и проверить размерность. 5. Если задача качественная, необходимо применить все частные методы познания (см. ниже «Технология обу чения как учебного исследования»). Глаголы: назвать, перечислить, показать, подчеркнуть, выделить, дать определение, описать, привести примеры, выбрать, подо брать, выделить, выразить в словесной форме, записать, обо 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz