Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
бы все учел, а урок не получился, вместо регламентиро ванной дискуссии —«детский крик на лужайке». Словом, сорван урок! И вот здесь, если учитель не умеет рефлексировать, бо ится рефлексии, то он начинает искать причины своей не удачи вовне собственной деятельности. «Урок сорван —завуч виноват! Ведь я просил же не ста вить шестым уроком, ребята устали, да еще возбуждены после физкультуры, какая уж тут дискуссия!» «Урок сорван —коллега из соседнего класса виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка, они под дверью шум-гам учинили, мешали работать». «Урок сорван —дети дураки! У всех дети как дети, а мо им только дай побеситься. Будет им теперь «дискуссия», как же дождутся, больше никаки^ «экспериментов»!» И ведь самое-то интересное, что такой учитель по-своему абсолютно прав. Да только правота эта, не очень умная, потому что, в конце концов, приводит к са моуспокоению или к озлоблению, но ничего не дает для совершенствования своей деятельности. «А чего ее совер шенствовать, у меня-то все в порядке, а что не получилось, то моей вины тут нет». А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь самой деятельности, пройдем в обратном порядке по всем ее элементам. Средства... А так уж ли удачно они использовались. Видеомагнитофон, может быть штука и неплохая, да то лько запись-то была не очень качественная, с последних парт вообще ничего не видно, да и звук —половину слов не разобрать. А может, парты неверно поставил? Так на курсах показывали? Так да не так: там они стояли немно го под углом, сидящие за столами и друг друга, и учителя вйдели, а у тебя половина класса спиной к доске оказа лись. Обидно? Ничего, бывает! Зато теперь «дефект» об наружен. Можно предположить, что в следующий раз все получится. Что, и парты стояли правильно, и видеозапись качест венная? Что же, с помощью рефлексии идем дальше, внутрь деятельности. Что там следующее по порядку — метод? Да, регламентированная дискуссия очень эффектив ный метод для развития коммуникативных способностей 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz